В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения». Богатая коллекция представляет все виды искусства, в которых работал мастер: живопись, рисунок, акварель, плакат, мозаика всего 90 работ.
Когда случилась революция, художнику было всего 18 и происходившие перемены он воспринимал крайне восторженно. Оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых и создавал иллюстрации к популярным журналам: «Безбожник» и «Безбожник у станка». Периодические издания с шокирующими нас сейчас названиями были рассчитаны на массового работающего читателя.
В дизайне выставки неслучайно использованы конструкции, напоминающие строительные леса. Дейнека — один из главных советских романтиков и оптимистов. Почти во всех его произведениях здоровые, красивые, жизнерадостные люди конструируют новое будущее. Не только тогда, но и в наши дни актуален девиз с этого плаката: «Работать, строить и не ныть!»
Молодые люди в молодой стране всегда готовы к спортивным и трудовым подвигам. Работницы у Дейнеки будто становятся единым целым с хорошо отлаженными механизмами. Летописец эпохи больших надежд был художником почти универсальным: помимо живописи и графики проявлял себя в скульптуре и монументальным искусстве. Мозаики Дейнеки украшают московские станции метро, а еще, как выяснилось, присутствуют в коллекции Русского музея.
Почти целиком одну из стен занимают произведения с заграничным флёром. Дейнека по миру поездил достаточно. В 1935 году по приглашению Филадельфийского музея даже посетил США. Настоящим открытием для многих станут и малоизвестные лирические вещи. А отсутствие «Обороны Севастополя» не помешало раскрыть самую важную для художника тему.
Как многие современники, в тяжелые годины мастер ощутил невероятный подъем творческих сил. В своих воспоминаниях он указывает, что именно тогда заговорил во весь голос.
Хотя выставка и называется «Певец жизни», в пронзительной «Сгоревшей деревне» ничего живого нет. И, кажется, уже никогда не будет. Как в песне Высоцкого, будто даже «земля умерла». В картине нет ни пафоса, ни героизма, но она как ни что другое берет за душу.