Интервью Посла России в Люксембурге Д.Лобанова информационному порталу Международного движения "Бессмертный полк" (9 февраля 2026 года)
Вопрос: Вся Ваша дипломатическая жизнь связана с европейским направлением – Бельгия, Франция, теперь – Люксембург. Отличается ли работа в" больших" странах, т.н. "грандах", от работы в"маленьких" государствах? Какие здесь есть особенности и подводные камни?
Д.Лобанов: Кардинально отличается. Причем это не столько относится к работе посла – задачи и инструментарий у руководителя дипмиссии, будь то в большой стране или в маленькой, примерно одинаковые. А вот младшим дипломатам, убежден, лучше начинать с небольшого посольства, такого как, например, в Люксембурге. Сама жизнь заставит его в этом случае освоить практически все направления работы. К тому же в небольшом посольстве нет четкого разделения на группы, как нет и жестких иерархических рамок. Молодой дипломат ежедневно напрямую взаимодействует и с послом, и со старшими своими коллегами. Смею предположить, что это идет ему на пользу. Мне жаль ребят и девушек, возвращающихся, скажем, из нашего посольства в Вашингтоне или Париже. Все годы командировки они, как правило, проработали в одной группе – будь то экономики,политики, прессы или протокола – и никогда не участвовали в совещаниях у посла или у советника-посланника. <...>
Вопрос: Вы поступили на дипломатическую службу в 1979 г., в совершенно ином технологическом и геополитическом контексте, как Вы описали бы сегодня изменения в самой логике и функциях дипломатии? Какие качества и навыки сегодня являются ключевыми для дипломата?
Д.Лобанов: Вы правы, изменения в мире произошли за это время гигантские. Когда я начинал работать за рубежом, не существовало интернета, у посольства не было собственных ресурсов в соцсетях. Всю информацию мы черпали из газет и личных бесед, а позицию нашей страны дипломаты доводили через свои контакты в местном министерстве иностранных дел и в беседах с коллегами-дипломатами из других стран. Очень редко посла приглашали на радио или телевидение страны пребывания. А уж такого распространенного сегодня явления, как интервью отечественным СМИ, я в те времена вовсе не припомню. Дипломатия тогда носила, конечно, куда более камерный, классический характер.
Что же касается ключевых качеств для дипломата, то они, как мне кажется, остались прежними. Нужно владеть своими досье, уметь складно изъясняться на иностранном языке, еще лучше, если на нескольких. Очень важно уметь сжато и доходчиво излагать на бумаге суть проблемы, о которой сообщаешь Москве. Доклады российских и советских послов всегда славились компактностью,логикой, а зачастую и виртуозным владением русским языком. Мне доводилось в годы работы в Центральном аппарате читать сообщения таких корифеев отечественной дипломатии, как Ю.А.Квицинский и А.Л.Адамишин. Из-под их пера выходили настоящие шедевры эпистолярного жанра.
Самое же, думаю, главное – убежденность в своей правоте.
Мне очень повезло с учителями. Я работал с действительно выдающимися послами, начиная с моего первого посла С.К.Романовского – фронтовика, ушедшего на войну рядовым, а закончившего ее по ранению под Курском командиром разведбатальона. До направления на дипломатическую работу он был министром в советском правительстве, именно ему наша страна была обязана образцовой организаций Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года, о котором советские люди и гости вспоминали с восторгом спустя многие годы. А последним послом, у которого мне довелось работать уже в Париже, был А.А.Авдеев, который, кстати, начинал свою работу в качестве посла именно в Люксембурге. Этих людей объединяло то, что в общении с иностранными собеседниками они позицию своей страны передавали через собственные взгляды и убеждения. Я всегда в своей работе старался руководствоваться таким же подходом. В этом, по-моему, ключ к созданию если не доверительных, то хотя бы взаимоуважительных отношений с иностранными собеседниками.









































