Путевку в кино Георгию Данелии выдал пьяница под забором

Путевку в кино Георгию Данелии выдал пьяница под забором

Данелия родился в Тбилиси. Но через год стал москвичом. Отца направили из Грузии в столицу строить метро. Кроме станций «Павелецкая» и «Курская» главный инженер Мосметростроя Николай Данелия сооружал секретное «Метро-2» - подземные бункеры для Сталина в Москве и Самаре. За свою работу он получил звание генерал-майора и два ордена Ленина.

Когда сын окончил школу, отец заявил: «Надо отдать его во ВГИК!» «Почему во ВГИК?» - спросила мать. «А куда его, дурака, еще девать? Там хотя бы блат есть».

Кино суровый генерал считал несерьезным занятием. А вот блата в семье было выше крыши. Мама Георгия Мери Анджапаридзе - режиссер «Мосфильма». Получила Сталинскую премию за картину «Падение Берлина», которую сняла вместе с мужем сестры Михаилом Чиаурели. Сестра матери Верико Анджапаридзе - актриса, Герой Соцтруда, кавалер четырех орденов Ленина. Их дочь Софико Чиаурели - единственная из советских актрис, семь раз получавшая призы за лучшую женскую роль на международных кинофестивалях. Ее муж, актер Котэ Махарадзе, - популярнейший на весь Союз спортивный телекомментатор. В хлебосольном московском доме Данелии бывали Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, другие киноклассики СССР. Георгий знал их всех с детства. Сам в школьные каникулы мотался с матерью по стране в киноэкспедиции.

Но при таких связях и опыте идти во ВГИК категорически отказался. Его тогда интересовал только джаз.

«Но в какой-нибудь институт поступать надо обязательно, - сказала мама. - Иначе тебя в армию заберут».

Приятель подал документы в Архитектурный институт, и Георгий подался с ним за компанию. Практику они проходили на строительстве здания МГУ. Там работали заключенные. Двое зэков сбежали и угодили в цементный раствор. Позже Данелия использовал этот сюжет в сценарии «Джентльменов удачи». После вуза он работал архитектором в Институте проектирования городов (Гипрогор).

Возможно, так и прокорпел бы Георгий всю жизнь над чертежами, но попался ему однажды пьяный москвич под забором. В макинтоше, берете, очках, галстуке. И при часах. Данелия пожалел интеллигента: разденут бедолагу нехорошие люди. Разбудил. «Я не пьян, - прохрипел интеллигент. - Я культурно отдыхаю». Достал из кармана скомканную газету «Советская культура» и сделал вид, что внимательно читает. Георгию бросился в глаза заголовок: «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы». Приглашают людей смежных профессий - художников, писателей, музыкантов и... архитекторов. Стипендия - 130 рублей! А у него в Гипрогоре зарплата - 90. Данелия тут же решил идти в режиссеры. Попал в мастерскую Михаила Калатозова, автора знаменитой картины «Летят журавли».

Путевку в кино Георгию Данелии выдал пьяница под забором

Фрунзик Мкртчян попал в «Мимино» благодаря подброшенной монетке. Фото: Кадр из фильма

Дебютную картину «Сережа» по одноименной повести Веры Пановой Данелия снял на пару с молодым режиссером Игорем Таланкиным. Она получила «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в Карловых Варах, призы в Греции, Канаде. Читатели «Советского экрана» назвали «Сережу» лучшим фильмом 1960 года.

Как-то к Георгию нагрянул поэт Гена Шпаликов с шампанским. «Старик, я придумал тебе классный сценарий! Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за ней. Держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается». - «И что дальше?» - «А дальше придумаем». Шпаликов открыл шампанское. Оно было теплым, полбутылки вылилось на свежевыкрашенную стену. «Хорошая примета!» - обрадовался поэт. Зато мама не очень обрадовалась, увидев огромное пятно на стене. Накануне в квартире закончился трехмесячный ремонт...

Спустя полтора года, после триумфальной премьеры картины «Я шагаю по Москве», мама сказала Георгию: она не против, если Гена забрызгает шампанским и другую стену - лишь бы был такой же результат. Понравилась картина и родителю-генералу. Чтобы потрафить ему, сын сделал главного героя метростроевцем и дал отцовское имя.

Кольку сыграл молодой Никита Михалков. Как-то на ночных съемках режиссер поливал из шланга асфальт, чтобы в нем отражались фонари. Промок до нитки, замерз. По дороге домой хотел купить водки, чтоб согреться, но все магазины были закрыты. Сначала завезли Никиту. «Вынеси мне грамм сто водки, - попросил Данелия. - А то я простужусь». Тот вынес целый стакан. Спас от простуды. А через несколько дней Данелию отчитал автор Гимна СССР Сергей Михалков: «У меня инфаркт мог быть! Лежу, засыпаю - вдруг на цыпочках входит мой ребенок, открывает бар, достает водку, наливает полный стакан и на цыпочках уходит. Я в ужасе: пропал мальчик, по ночам стаканами водку пьет».

Любимым актером Данелии был Евгений Леонов. Хотя начало их сотрудничества вышло мрачноватым. После фильма о Москве режиссер взялся за комедию «Тридцать три». У всех нормальных людей, как известно, 32 зуба. А у старшего технолога завода безалкогольных напитков Травкина обнаружили 33! Он стал мировой знаменитостью.

На роль Травкина Данелия пригласил Леонова. Тот с ходу поставил условие: оплата только по первой категории (ему платили вторую). А ее надо было выбивать в Госкино! «Обойдусь без этого жмота», - решил Георгий. Но после долгих размышлений понял: лучшего Травкина ему не найти. Решил вновь позвонить актеру - мол, постараюсь пробить ставку. А тот вдруг заявил, что сценарий ему нравится, согласен на вторую категорию.

Правда, с комедией вышла неувязка. Травкина там везли в правительственной «Чайке» в сопровождении мотоциклистов. Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов узрел в этом пародию на встречу советских космонавтов в Кремле. Фильм на четверть века убрали из проката.

Несмотря на неудачу, Данелия с тех пор в каждом своем фильме снимал Евгения Леонова. Хотя в знаменитом «Мимино» с главной ролью тот пролетел. По сценарию партнером грузинского летчика (его играл Вахтанг Кикабидзе) был эндокринолог из Свердловска (Леонов). Его утвердили. Но Кикабидзе предложил заменить русского врача на армянского шофера. Дескать, грузины и армяне всегда подкалывают друг друга, получится смешно. Фрунзик Мкртчян успешно прошел пробы. И все же Данелия сомневался, кого оставить. Решили бросить монетку. Леонов - орел, Мкртчян - решка. Выпала решка. Жребий - жребием, но Данелия не мог оставить друга за кадром. Леонову срочно придумали в «Мимино» небольшую, но значимую роль фронтовика Волохова.

Как-то Леонов загремел в больницу: сердце прихватило. Остановились съемки картины «Слезы капали», в которой он играл главную роль. Тогда Леонов сбежал из палаты. А Данелии наплел, будто его выписали.

В Литве снимали «Совсем пропащий» по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». К ужину закупили на рынке снедь, копченую рыбу. Сели в гостинице за стол. «Пиво взять забыли», - вздохнул Леонов. «Младшие бегут в магазин», - распорядился Данелия. Младшим был Кикабидзе. Тот согласился сбегать на пару с Леоновым: «Магазины уже закрываются, а Женю узнают, дадут». (Это было до «Мимино», Бубу тогда в СССР не узнавали.) Гастроном действительно был закрыт. Буба постучал: «Девочки! Посмотрите, кто к вам пришел!» Продавщица оглянулась и завопила: «Рутас, иди сюда! Посмотри! Там Никулинас стоит! Никулинас!» Женщина перепутала Леонова с Юрием Никулиным, но пиво им, конечно, продала. А у Леонова остался осадочек. «Мы с Женей жили в одном номере. Когда легли спать, он долго вздыхал в темноте, а потом сказал: «Работаешь, работаешь, а всем до лампочки...» Обиделся».

Путевку в кино Георгию Данелии выдал пьяница под забором

Бюст актрисы в «Афоне» «вырос» на манной крупе. Фото: Кадр из фильма

На роль сантехника Афони у Данелии было три кандидатуры: поляк Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. «Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели его, а пожалели. Афоня у Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей. Одна дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым», - вспоминал режиссер.

Зрителей очень впечатлила танцевавшая с Афоней девушка с большим бюстом. В жизни у актрисы Татьяны Распутиной бюст был нормальный. Чтобы сделать его внушительным, оператор Вронский предложил положить в бюстгальтер большого размера презервативы, наполненные водой: «Во время танца груди будут очень натурально колыхаться». На первой же репетиции, когда актриса подпрыгнула, презервативы разорвались. Тогда бюстгальтер наполнили манной крупой. Застежка тяжести манки не выдержала, пришлось лифчик связать на спине узлом. На экране это видно.

По сценарию финал у комедии был мрачный. Афоня покупает в аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии - молодой парнишка с беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером - унылый мужчина с пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался. В последний момент режиссер изменил финал. Афоня идет к самолету, его кто-то окликает. Он оглядывается, видит Катю (Евгения Симонова): «Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы!»

Критики ругали фильм за банальный хеппи-энд. Данелия и сам понимал банальность финала. Но уж очень ему хотелось, чтобы Катя появилась на летном поле. В итоге «Афоня» стал лидером советского кинопроката 1975 года.

В ТЕМУ

Горестная жизнь плута

Сценарий «Горестная жизнь плута» про мечущегося между женой и любовницей переводчика Бузыкина драматург Александр Володин писал с себя. У Данелии в личной жизни тогда была такая же ситуация. Поэтому он очень тщательно искал актера на главную роль. Пробовались почти все ведущие артисты страны: Калягин, Куравлев, Губенко, Любшин, Кузнецов... Видя муки шефа, ассистентка Елена Судакова предложила взять Олега Басилашвили. Данелия категорически отказался: «Забудь о нем!» Самоуверенный красавец из «Служебного романа» Рязанова никак не тянул на безвольного переводчика. Судакова сама вызвала Басилашвили из Ленинграда. Увидев его, Данелия обалдел. Но не гнать же человека с порога. Назначил пробы на вечер и решил укатить по своим делам. «Довезите гостя до гостиницы», - попросила ассистентка. Высадив Басилашвили, режиссер посмотрел в зеркало заднего вида. «Вижу, стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар. Так вот же он, мой Бузыкин!».

На самом деле ассистентка разыграла шефа. Зная, что он обязательно посмотрит в машине в зеркало, она подговорила Басилашвили устроить спектакль с переходом улицы.

Фильм «Горестная жизнь плута» переименовали в «Осенний марафон». Он получил Государственную премию РСФСР и награды на международных фестивалях.

Путевку в кино Георгию Данелии выдал пьяница под забором

Чтобы получить главную роль в «Осеннем марафоне», Олегу Басилашвили пришлось пойти на хитрость. Фото: Кадр из фильма

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Гибель сына

Первый раз Данелия женился студентом на Ирине Гинзбург, дочери первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР. Родилась дочь Светлана, впоследствии она стала юристом.

Через 5 лет семья распалась. Режиссер 27 лет прожил с народной артисткой СССР Любовью Соколовой. Она была на 9 лет старше мужа. В «Джентльменах удачи» сыграла заведующую детским садом, где Леонов с командой зэков таскал батареи отопления. Сценарий «Джентльменов» Данелия сочинял с писательницей Викторией Токаревой. У них был долгий роман, о нем судачила вся Москва. В 1984 году режиссер расстался с Соколовой. А на следующий год трагически погиб их сын Николай, талантливый поэт, художник. Ему было 26.

Данелия с горя запил, во хмелю все чаще задумывался о самоубийстве. Спасла его третья жена, актриса Галина Юркова. Отвезла мужа в Крым к знаменитому врачу-наркологу

Александру Довженко. Тот навсегда закодировал его от пьянства. И целых 33 года, до самой смерти, Георгий Николаевич не брал в рот хмельного. Скончался народный артист СССР в 2019 году, ему было 88. Режиссера похоронили на Новодевичьем кладбище.

7 самых известных фильмов мэтра

«Я шагаю по Москве» (1963)

«Не горюй!» (1968)

«Джентльмены удачи» (1971)

«Афоня» (1975)

«Мимино» (1977)

«Осенний марафон» (1979)

«Кин-дза-дза!» (1986)

Источник: Комсомольская Правда

Топ

Лента новостей