Напряженную работу ведут российские перехватчики дронов и силы ПВО в освобожденных районах Курской области. Там сохраняется опасность удара ВСУ с воздуха. Чтобы уберечь юных жителей приграничья, для них организовано дистанционное обучение. Такой формат сейчас действует в 100 с лишним школах. Ребята продолжают полноценно осваивать программу, но мечтают вернуться в родные классы и увидеться с одноклассниками.
Даже сигнал ракетной опасности не может помешать занятиям. Переместившись с ребятами в безопасную зону с крепкими стенами и подальше от окон, учитель продолжает урок математики. Варвара Федоренко вместе с семьей переехала из суджанской слободы Замостье и в Курске пошла в свой четвертый класс. Девочка быстро освоилась на новом месте, но все еще скучает по родной школе.
Варвара Федоренко, школьница: «Школа была красивая, там было много площадок, мы летом туда всегда ходили. Там был большой участок, где мы бегали на физкультуре».
Руслан Затуло из слободы Гончаровка тоже новенький. Одноклассники приняли хорошо, он сразу подружился с Варей, ребята даже решили сесть за одну парту. Не забывает мальчик и про старых друзей.
Руслан Затуло, школьник: «В мессенджерах мы группы создали общие и там переписываемся».
Для 320 школ в Курске и ряде других не приграничных муниципалитетов сохраняется смешанный формат обучения, то есть часть детей посещает уроки очно, остальные — на удаленке. Дистанционный формат сохраняется в 123 образовательных учреждениях в девяти районах области, которые наиболее часто подвергаются атакам со стороны ВСУ.
Чтобы образовательный процесс был комфортным для всех, на базе одной из школ областного центра для преподавателей из приграничья специально оборудовали учительскую. Проводить здесь занятия со своими классами могут сразу несколько педагогов. Так они работают с 1 сентября.
Оксана Заседова — учитель математики и по совместительству директор. С суджанской школой №2 связана вся жизнь: она ее окончила, вернулась туда студенткой третьего курса педагогического института и отработала почти 30 лет. Покидать родные стены педагог не хотела до последнего, дежурила ночами, когда практически все покинули район из-за нараставшей угрозы.
Оксана Заседова, директор суджанской средней общеобразовательной школы №2: «Ну, кто может еще? Ну, конечно, директор школы. Поэтому я закрыла все кабинеты, школу тоже закрыла. Но, как вы понимаете, вывезти какое-то оборудование или документы было невозможно. Наша школа участвовала в проекте „Модернизация школьных систем образования“. У нас такой ремонт был в школе, столько оборудования нового, понимаете, фасад яркий красивый».
Для ВСУ оставленное имущество стало особо ценной добычей. Украинские военные без зазрения совести разграбили классы с дорогостоящей компьютерной техникой, которую школы закупили специально для детей.
Людмила Волкова, директор казачелокнянской средней общеобразовательной школы: «У нас буквально в этом учебном году должна была открыться „Точка роста“. По нацпроекту оборудования было завезено на несколько миллионов — ноутбуки, лаборатории. Естественно, все это было вынесено, потому что все новое, все забрали».
Первая суджанская школа на момент вторжения ВСУ вообще готовилась к масштабным обновлениям. Проектное решение директор Сергей Кондояниди вместе с главой района разрабатывал больше года. Оно предусматривало объединение нескольких отдельных зданий в общий комплекс с оборудованной столовой, спортивным залом и даже музеем.
Сергей Кондояниди, директор суджанской средней общеобразовательной школы №1: «Учиться в четырех зданиях плюс физкультуру проводить в дополнительном комплексе как-то неудобно. Дети должны находиться в одном здании, все должно быть там».
От грандиозных планов по реконструкции этой школы и масштабному восстановлению всех остальных в районе никто не отказывается и по сей день. От удаленки устали как дети, так и сами учителя. Увы, вернуться домой получится нескоро, но каждый готов по первому же зову бросить все и уехать помогать.
Оксана Заседова: «Этап восстановления мы выдержим, потому что у меня ни один учитель не собирается вообще уходить из школы».
Сергей Кондояниди: «Вы представляете, у людей, которые там всю жизнь жили, какая у них память историческая, какие у них истоки и все остальное. Как они не хотят домой? Они, конечно, поедут домой».
Людмила Волкова: «Суджанский район — это родной район. Больше я нигде себя не вижу, кроме как дома. Пусть даже дом разрушен, есть силы, восстановим».