Ещё когда Екатерина была совсем маленькой, её бабушка говорила, что она будет помогать людям. Так и случилось. Сейчас курянка является директором благотворительного фонда «Благодетели», работает на межрегиональном гуманитарном складе «Вместе» и ежедневно поддерживает наших бойцов и мирное население. Уже почти четыре года все свои силы она отдаёт на благо другим.
Семья Екатерины Козьменко переехала в поселок Теткино, когда она была в четвертом классе. До этого они три года жили на Сахалине, но, к сожалению, климат ребёнку не подошёл. Бабушка Кати жила в Алексеевке, здесь же девочка проводила все выходные и каникулы. Воспоминания у неё остались самые теплые:
«Она работала в Доме культуры, заместитель по художественной части. Все концерты, такая общественная деятельность с самого детства у меня была».
Именно бабушка стала для неё примером добродетели. Женщина всегда приходила на помощь жителям деревни, пекла пирожки, караваи на свадьбы, навещала стариков:
«Мы ходили по бабулечкам, она носила пирожки всем, и я точно так же. Меня же все знали, да. Я помню, мы ходили к бабе Дуне, она была по какой-то линии наша родственница. Я всегда к ней приходила, потому что бабушка носила ей еду, но она уже более старенькая была. Я ей помогала шить, а она мне куклам платья делать».
После окончания 11 класса Екатерина поступила в медицинский университет на педиатрический факультет и переехала в Курск. Позже она вышла замуж и у них появилась прекрасная дочка.
Курянка узнала о начале специальной военной операции, когда была на родительском собрании в детсаду у ребёнка:
«У меня слезы градом полились. Воспитательница спросила, что такое, я им рассказала. Родители быстренько как-то среагировали. Мы буквально за этот вечер и следующий день собрали целый «бусик» помощи - медикаменты, перевязочные материалы, футболки, штаны ребятам. С этим мы поехали в Глушковский район».
Тогда и пошла активная волонтёрская работа. К оказанию помощи подключались близкие и знакомые Екатерины, а гуманитарка хранилась прямо в квартире. По словам девушки, дни были сумасшедшими – бесконечные звонки, поездки в приграничье из города и обратно. Ребятам привозили вещи, медицину, продукты и необходимую технику. Чуть позже они узнали о складе, который находился в Тёткино.
«Как-то так ездили-ездили, нам сказали, а там есть склад, который кормит всех бойцов. Я приезжаю, там мой директор, мой учитель русского и литературы, можно так сказать, заведует этим всем. Она организовала именно кормёжку, мойку ребят. Вот, и мы туда начали целенаправленно возить, именно туда. Практически ежедневно», - рассказывает курянка.
В конце февраля группа решила назвать себя «Синий Трактор», так как именно этот мультик смотрела в поездках дочка Екатерины, да и автомобиль для перевоза гуманитарной помощи у них был такого же цвета. Соответствующим стал и девиз команды – «По полям, по полям» они ездили к нашим бойцам. К апрелю к ним присоединились около 800 человек, а летом число увеличилось до трёх тысяч неравнодушных. Сюда же входили и родственники военнослужащих, которые хотели передать им необходимое:
«Родственники могли прислать адресную помощь. Я им начинала говорить, да не тратьте вы деньги на те же влажные салфетки, они есть у нас на складе. Они, ой, а тогда можно мы эту денежку на других ребят переведем».
В 2022 году Екатерина познакомилась с Романом Алёхиным. К ней обратился отец Милетий из Горнальского монастыря, который просил помощи в покупке дорогостоящего ночного квадрокоптера для пограничников. Он же и предложил связаться с известным волонтёром:
«Уже на тот момент знала, что есть такой Роман Алёхин, который помогает бойцам со связью, коптерами и приборами. Я приехала, мы познакомились. Договорились о том, что по закупочной цене заберем коптер. Он нам вышел на 200 тысяч дешевле, чем предлагали любые другие поставщики».
Через некоторое время Роман предложил волонтёрам объединиться, однако многие тянули за «свои» подразделения, поэтому собрать в одну группу добровольцев не получилось. Попытки предпринимались ещё несколько раз, но всё по той же причине реализовать идею не удавалось, пока не наступило 6 августа 2024 года. Тогда военный волонтер предоставил целый склад для помощи мирному населению и бойцам. Руководство он доверил Екатерине.
С самых первых дней вторжения сюда привозили гуманитарку со всей страны. Также приезжали и сами люди, так как свободные руки были крайне нужны. К выдаче и сбору необходимого подключились жители Екатеринбурга, Москвы, Брянска, Нижнего Новгорода и Орловской области.
Загруженность была колоссальная. Волонтёры проводили на межрегиональном гуманитарном складе «Вместе» буквально всё своё время. Если сейчас здесь жители приграничья получают около 100 продуктовых наборов в неделю, то тогда их выдалось порядка 700 в день:
«И это не только выдача была населению. Тут же приезжали машины по несколько фур в день. Необходимо было и разгрузить, и сразу же передать. Это такой конвейер был постоянной помощи. Со временем навелся порядок, да, упорядочилась система выдачи. Тогда всё было в режиме нон-стоп, на автомате. Как я сейчас думаю, никто не беспокоился о безопасности. Сейчас ты уже понимаешь, что могло же случиться все что угодно. По тысяче человек в день стояло около этого склада».
За месяцы работы на складе через волонтёров прошли несколько десятков тысяч людей. Каждому требовались не просто наборы продуктов, предметы быта, но и моральная поддержка. То, что видели жители приграничья, какие зверства творили укранацисты, с этим сложно жить…
«К нам приходили, рассказывали, дедушка у меня умер только потому, что он не выдержал, как при нем насиловали внучку. Это же были летние каникулы. Все дети находились у своих бабушек и дедушек. Ты пытаешься не пропускать через себя эти истории, но, невозможно. Особенно, когда у тебя такого же возраста ребенок», - говорит Екатерина.
Волонтёры склада помогали и в поисках пропавших. К ним приходил мужчина, жена и сын которого уехали 6 августа в гости в Мартыновку, но так и не вернулись. Он принёс им продуктовый набор, который полагался ребенку в школе в Курске за дистанционное обучение. Девочки передавали их фотографии и были на постоянной связи. Позже супруга с мальчиком всё же нашлись. Оказалось, что их сразу вывезли в Сумскую область, только недавно семья всё же воссоединилась.
Сам склад открыл для Екатерины и всей команды больше возможностей, увеличив объемы оказываемой помощи. Сейчас она просто не понимает, почему другие группы отказываются от объединения:
«Роман начал публиковать записи, информационно поддерживать. Это разнеслось так, что 90% всей помощи, которая ехала к нам на склад, это было с подачи именно Романа Алёхина. Многие ссылались конкретно на него. Есть те волонтёрские организации, которые помогают только напрямую бойцам, но через него они доверяют нашему складу. Они знают, что всё уйдёт бойцам и мирным. Без его участия, без участия его семьи, я считаю, что мы бы, может быть, уже давным-давно подзакрылись».
Девушка считает, что волонтёр – это призвание. Человек, который помогает из корыстных целей, не сможет долгие годы жертвовать собой ради других. За этим упорством стоит не только личная сила, но и колоссальная поддержка семьи:
«Они мои крылья за спиной, которые дают мне возможность дальше двигаться. Они не спрашивали меня, почему я не дома, почему суп не наготовлен. Я уезжала и на день, и на два, и на три. С негативом у меня бы ничего не получилось».
Девятилетняя дочка Екатерины с удовольствием помогает маме в добровольческой деятельности и с гордостью называет себя волонтёром. Девочка принимает непосредственное участие в акциях, проводимых в школах, обучает плетению маскировочных сетей, пишет письма и встречается с бойцами:
«Она говорит, мама, я очень хочу, чтобы это все поскорее закончилось, чтобы ты была дома. После этих слов я начинаю сразу реветь. Но в то же время, когда с ней кто-то разговаривает, либо я там задаю вопрос, она говорит, мам, я все понимаю. Если ты не будешь помогать солдатам, война быстро не закончится. Всем она говорит, что её мама герой».
Многие семьи, не только из более отдалённых от приграничья регионов, предпочитают отмалчиваться и «не травмировать» психику молодого поколения. По мнению Екатерины, родители должны рассказывать детям о том, что происходит в мире, иначе это может привести к некоторым последствиям в будущем. Не имея информации от старшего поколения, подростки могут обратиться за ней в другие источники и попасть на украинские и западные ЦИПСо.
«Я бы не сказала, что у нас в Курске нет таких семей, которые вот в розовых очках. Я же на многих школьных собраниях была, на мастер-классах. Однажды мы с детьми разукрашивали предпраздничные пряники, а там ребенок сидит и нацистскую какую-нибудь символику рисует. Это было реально в школе, мальчик из девятого класса. Учителя делали потом собрание, они вызывали родителей, чтобы донести, что у вашего ребенка проблемы, он подвержен чужому влиянию», - рассказывает курянка.
К счастью, чаще дети всё понимают и поддерживают наших бойцов. Ребята с удовольствием собирают сухие супы, отправляют поделки, рисунки, пишут письма, кладут свои игрушки, которые очень важны для военнослужащих на передовой:
«Поначалу, в 2022 году мы думали, что бойцам это вообще не важно. Я привезла одному из бойцов письмо, мы как раз таки их успели проводить на выезд, на боевую задачу. Через две недели мы застали их возвращение. Один из военных сказал, что это письмо он читал каждый день перед сном по 5-6 раз, а потом снова клал за бронежилет и ложился спать. Говорит, для меня это была, как молитва, потому что у меня больше ничего не было. Он объяснил, как им важна вот такая поддержка».
Каждая партия гуманитарной помощи, каждое письмо, каждая коробка, да и просто слова поддержки – это то, что помогает бойцам идти дальше. Екатерина говорит: «Я вместе с ними кую эту победу и вместе с теми, кто помогает нам». Она абсолютно права. Победа, в которую вкладываются военные, волонтёры, добровольцы, будет за нами!
Татьяна Чаплыгина