На фоне отступления ВСУ из Курской области некоторые вспоминают знаменитое "Шоссе Смерти", на котором отступающие из Кувейта по шоссе войска Ирака подверглись избиению с воздуха.
Однако есть ряд нюансов, которые не позволяют считать "Шоссе смерти" эталоном "добивания отступающих и изоляции ТВД".
И "побоище на Шоссе Смерти" - это, в основном, легенда из 1991 года.
Знаменитые фотографии с массой погибшей в одном месте техники были вызваны её огромной концентрацией при отходе при попытке уехать.
Это был парк не только транспортных средств от огромного контингента армии Ирака в Кувейте (сотни тысяч солдат на пике) и конфискованных местных гражданских транспортных средств (эмирата Кувейт).
Но суммарно, во всех местах массовой гибели техники, удаётся насчитать сотни единиц максимум. Не какие ни 10-20 тысяч, ни даже тысячи единиц. Обычно в кадре десятки, редко (панорамы снятые с воздуха) сотня-две.
Первое время считалось, что иракцы на шоссе потеряли чуть ли не десятки тысяч солдат. Потом стали считать что тысячи. А позже (при проведении захоронений) оказалось, что погибли сотни.
Да, есть фотографии сгоревших живьём в машинах. Есть масса фотографий транспорта со следами осколков и так далее.
Но к моменту, когда авиация США начала работу "по пробке", значительная часть машин успела уехать дальше. А многие автомобили и бронемашины после первых же атак были брошены водителями и пассажирами, многие из которых решили дальше двигаться пешком. И авиация часто работала по брошенной технике.
Это не отменяет того, что некоторые группы машин были уничтожены полностью. И часть вместе людьми в них.
Но в целом, брошенных ещё до атак машин, намного больше чем во время или после.
Ну а дальше уже было обычное медийное эхо. Одни рекламировали воздушную мощь США, а другие кричали о "массовом убийстве бегущих беззащитных иракцев". И там и там была мотивация "чего их басурман жалеть".
А если же сравнивать с чем-то из реальной военной истории, то нынешний отход ВСУ из Курской области - это скорее аналог отступлений иранцев из занятых иракских территорий в 1988 г.
Когда одним из главных условий успеха армии Ирака были не только удары с разных направлений, внезапные появления в тылу, работа мощной артиллерийской поддержки и другое.
Но и то, что в критический момент для обороняющихся все ещё оставалась надежда спастись, если все бросить и бежать прямо сейчас и на своих двоих.
Ибо шансы спастись даже убегая по простреливаемым дорогам все равно больше, чем если остаться ещё на несколько часов на позициях.
Поэтому в какой-то момент яростная оборона внезапно, как по команде, превращалась в быстрое неуправляемое бегство наперегонки. В отличие от некоего планомерного отхода.
Собственно, сама надежда на отход в такой момент ломает оборону лучше любых средств поражения. Причем чаще всего, оставляя тяжелое вооружение и технику наступающим.
Ну а если искать эталон изоляции войск противника в 1991 г, то это не работа по отступающей армии Ирака. А методичная работа по сокрушению транспортной инфраструктуры и отрезанию иракских войск на юге Ирака и в Кувейте еще до начала наземного наступления сил коалиции.
Кстати, похожая работа ВС РФ по снабжению ВСУ на дорогах - также сыграла не последнюю роль в снижении их боеспособности ещё до начала последнего наступления.