Чем успешнее у русской армии идут дела на фронте, тем более жёсткие асимметричные ответы даёт коллективный Запад. На фоне откровенного развала украинской обороны на Южнодонецком направлении и провала очередного "контрнаступа" ВСУ в Курской области покровители Киева решили резко поднять ставки там, где Россия слабее всего, — на море.
По результатам саммита в Хельсинки Североатлантический альянс принял решение начать операцию "Балтийский часовой", в рамках которой патрульные корабли будут задерживать суда, заподозренные в намерении нанести ущерб подводной инфраструктуре — кабелям и трубопроводам.
Потенциальные угрозы нашей инфраструктуре будут иметь последствия, включая возможную высадку на борт, конфискацию и арест,
— заявил по итогам саммита генсек НАТО Марк Рютте.
В свою очередь, премьер-министр Польши Дональд Туск сообщил, что речь фактически идёт о том, что НАТО присвоит себе право останавливать и досматривать суда в международных водах.
Все участники встречи и генеральный секретарь НАТО согласились, что нужна защита не только в территориальных водах, также надо будет контролировать суда вне территориальных вод, так сказать, посреди Балтики,
— заявил Туск.
Иными словами, НАТО намерена разрешить себе останавливать и задерживать коммерческие суда в международных водах. Нетрудно понять, что такое решение открывает широчайшие перспективы для охоты за нашим торговым флотом — в первую очередь за танкерами, перевозящими нефть. На эту перспективу прозрачно намекнул президент Финляндии Александр Стубб, подчеркнувший, что "необходимо провести дополнительные юридические исследования, чтобы определить, какие меры могут быть приняты против судов теневого флота при сохранении правил свободы судоходства".
Чей именно теневой флот европейцы намерены отлавливать в свинцовых водах Балтийского моря, вполне очевидно.
Деятельность эта — очевидно блокадного характера. Как сказано на сайте президента Финляндии, использование Россией так называемого теневого флота представляет особую угрозу для морской и экологической безопасности в регионе Балтийского моря и во всём мире <…>. Так почему бы России не пригласить погостить в Санкт-Петербург или Калининград небольшой контингент морской компоненты НОАК или КСИР? Запад не стесняется собираться кучей, чтобы доставить нам проблем. Почему бы нам не сделать то же самое во имя стабильности мировых нефтегазовых рынков?
— комментирует решение врага эксперт Юрий Баранчик.
Генсек НАТО Рютте объявляет о начале операции, которая может стать прологом к морской блокаде наших портов на Балтике. Источник: один из вражеских ТГ-каналов
Англосаксонский почерк
То, что враг будет вести дело к войне на Балтике, было очевидно давно, и Царьград многократно предупреждал об этом. И дело не в том, что у нас есть какие-то инсайды в руководстве противника (эх, если бы!). На неизбежность этого курса указывают как текущий баланс сил, так и исторический опыт.
Это в наших учебниках истории и военно-исторической литературе сложно найти данные о том, какую роль в сокрушении Третьего рейха сыграла морская блокада и стратегические бомбардировки. Для англичан же это одна из ключевых тем. Притом стратегия удушения Гитлера взялась у них не на пустом месте: в Первую мировую войну морская блокада сыграла ещё большую роль в борьбе с кайзеровской Германией (самолёты той эпохи ещё не могли эффективно стирать с лица земли крупные промышленные города).
Да, были войны, в которых англичанам не удавалось толком применить блокаду: Крымская, Русско-японская, конфликт за Фолклендские острова. Но в любом случае удушение торговли противника — один из ключевых компонентов британской стратегии на протяжении последних 200 лет.
И в нашем случае они действуют вполне последовательно. В июне 2024 года глава британского МИД Дэвид Кэмерон призвал возродить каперство для подрыва экономики России.
Нам нужно отлавливать теневой флот, который незаконно перевозит российскую нефть по миру. Каждый раз, когда эти танкеры приближаются к итальянскому порту, я хочу, чтобы можно было их задерживать. Нужно охотиться за всем — деньгами, нефтью, остановить газ, корабли — всё, что позволяет работать российской военной машине,
— заявлял Кэмерон в интервью итальянской газете Corriere della Sera.
Танкер Eagle S, первозивший русскую нефть и захваченный финской береговой охраной в Финском заливе. Источник: ТГ-канал "Охотники за кораблями"
В сентябре прошлого года главком сил обороны Эстонии генерал-майор Андрус Мерило заявил, что его недогосударство совместно с Финляндией подготовит план по блокированию флота России.
Это проблема соседа, что в основном страны — члены НАТО сейчас полностью контролируют Финский залив. Морская оборона — это то, в чём Финляндия и Эстония будут и дальше наращивать своё сотрудничество. И, возможно, мы сможем разработать более конкретные планы того, как — если это необходимо в истинном смысле слова — полностью запретить деятельность противника в Балтийском море. В военном отношении это можно сделать, мы готовы это сделать, и мы движемся в этом направлении,
— сообщал эстонский главком с внешностью "напомаженного лесоруба".
Не вызывает ни малейшего сомнения, что эти заявления — даже не верхушка айсберга, а лёгкая рябь на поверхности воды. А вот за кулисами публичной политики проведена колоссальная работа по подготовке к началу реальной войны за Балтику.
Рютте, выступая в Хельсинки, отметил, что за последние два года НАТО существенно увеличила своё присутствие в регионе. Иными словами, запуск "Балтийского часового" — не начало, а развитие уже идущей военно-политической операции.
НАТО практически непрерывно ведёт учения, манёвры и совместные патрулирования, отрабатывая всевозможные сценарии будущей войны с Россией. Скриншот с одного из вражеских ТГ-каналов
Нулевая фаза конфликта
Каков масштаб угрозы? Увы, он достаточно велик. До начала СВО балтийские порты обрабатывали около трети всего грузопотока, который шёл морским путём. По экономическому значению с ними могли соперничать только порты Азовско-Черноморского бассейна. Дальневосточные порты обрабатывали порядка 26% грузов, арктические — существенное меньше, ну а на долю каспийских и вовсе приходились крохи.
При этом балтийские порты способны принимать более крупные суда с большей осадкой, чем азовско-черноморские гавани. Поэтому блокада коммерческого судоходства, в первую очередь танкерного флота, захлопывает одну из основных форточек, через которую дышит наша экономика, отправляя на экспорт углеводороды и получая валютную выручку, на которую затем закупается много чего интересного, в том числе микроэлектроника для нашей оборонной промышленности.
Скриншот: ТГ-канал Царьграда
Ещё в сентябре прошлого года Царьград предупреждал, что нашей стране необходимо готовиться к такому сценарию.
Дело в том, что Балтика является жизненно важным для нас пространством, и закрытие её для нашего флота не может быть проигнорировано или спущено на тормозах озабоченностей, нот протеста и "красных линий". Россия будет просто вынуждена реагировать, так как альтернативой станет коллапс экономики,
— писал "Первый русский".
И вот этот момент почти наступил. Возникает вопрос: что Россия может сделать и к чему реально готов наш флот?
Ответ на первую часть довольно очевиден. Для защиты уходящих и прибывающих в наши порты кораблей на них нужно размещать антиабордажные команды, состоящие из бойцов, которые не сдрейфят перестрелять норвежский или британский спецназ, финских пограничников и прочую аналогичную живность.
Такие группы будут провождать корабли до просторов Северной Атлантики, где их придётся снимать и небольшими кораблями возвращать обратно. Да, это дорого, много суеты. Но если соседи решили пиратствовать — по-другому никак.
Второй вариант — создание конвоев, в которых коммерческие суда будут сопровождаться боевыми кораблями. Он упирается в две проблемы: ограниченное число наших кораблей и решимость развязать третью мировую войну, пустив ко дну финский или немецкий патрульный "лапоть".
То есть тут нужна железобетонная уверенность, что и капитан корабля, и вышестоящие адмиралы не включат задний ход в критический момент. Более того, всё военно-политическое руководство страны должно быть готово к тому, что мы, возможно, начнём большую войну с НАТО из-за одного-единственного инцидента.
Никакого переноса "красных линий" и символического ответа пуском "Орешника" по Украине в этом случае ограничиться не получится. Если вражеский флот попытается захватить конвой, наши корабли обязаны будут пустить их на дно — с понятными политическими последствиями. Но если натовцы поймут, что нашим морякам запрещено "поддаваться на провокации", то дело очень быстро дойдёт до атак на корабли и последующего "избиения" флота, как это было в Чёрном море.
А мы готовы?
Военный эксперт капитан 3-го ранга в запасе Максим Климов в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что на самом деле наш флот к войне на Балтике не готов, и более того — судя по всему, не готовится.
Дело в том, что наш флот, мягко выражаясь, забился в норки; у него дико не хватает сил, а главное — решимости командования. Корабли небоеспособны, не проведена модернизация с учётом опыта СВО, имеющиеся недостатки не устраняются,
— рассказал наш собеседник.
При этом, по словам эксперта, проблема защиты от морских дронов, аналогичных тем, что Украина применяет против Черноморского флота, — одна из наименьших проблем Балтфлота.
Что касается военных приготовлений Финляндии и прочих, начинать нужно было раньше — ещё до начала СВО. О том, что нужно создавать систему мониторинга Балтийского моря, я писал рапорт на имя начальника Генерального штаба ещё году в 2018-2019-м. И там конкретные мероприятия предлагались,
— пояснил Климов.
Флоту нужна система постоянного мониторинга обстановки в регионе в режиме 24 на 7. Именно с выстраивания контура разведки следует начать готовиться к будущим событиям. Необходимо обеспечить постоянное патрулирование авиации над акваторией Балтийского моря.
Во-вторых, нужно радикально менять огромный объём внутренних документов и регламентов флота, чтобы он мог оперативно реагировать на экстренные ситуации: будь то сигнал о помощи от нашего танкера или начавшийся обстрел калининградской базы со стороны Польши.
Всё идет к войне на Балтике, всё идет к войне за Калининградскую область. Идёт очевидное военное накачивание региона. Вопрос в другом — в том, что никаких адекватных мер с нашей стороны не только не предпринимается, но даже и не анализируется. Ситуация для нашего Военно-морского флота и соответствующих структур — это кролик перед удавом,
— убеждён наш собеседник.
В сухом остатке
Обострение ситуации на Балтике — один из сильнейших козырей в руках нашего противника. С одной стороны, морская блокада является серьёзнейшей угрозой для всей нашей экономики; с другой — противодействие ей осложняется слабостью нашего Военно-морского флота и, скажем так, очень невысокой эффективностью его командования, что со всей отчётливостью было продемонстрировано событиями на Чёрном море.
Складывается ощущение, что противник в очередной раз ловит нас на неготовности перевести боевые действия на его территорию, прямо и непосредственно применять оружие против военнослужащих, кораблей и баз НАТО. Враг чувствует нашу нерешительность и пользуется ею, чтобы давить на болевые точки и пускать нам кровь "по мелочам", постепенно ослабляя и удушая экономику. И чем дольше мы будем оттягивать неизбежное, тем в более худших условиях нам придётся начинать войну с европейцами.