Сегодня Курская облдума примет поправки в региональный закон, регулирующий организацию власти в муниципалитетах. Сделать это необходимо, чтобы привести его в соответствие с новым федеральным законодательством о местном самоуправлении. В курских медиа в последние дни обсуждается только один аспект будущих изменений – новая модель выборов мэра Курска. Конечно, это очень важный вопрос, но заметим, что и нормы об организации власти в районах и других городах области не менее интересны. Подробности для "Курских новостей" раскрыл доктор политических наук Владимир Слатинов.
После принятия поправок главы районов у нас смогут избираться всенародно либо собранием депутатов после конкурсного отбора. Примечательно, что область формально оставляет за районами право самим выбирать из двух обозначенных выше опций, это отличает Курскую область от некоторых соседей, где жестко установлен один вариант избрания главы. Впрочем, у нас безальтернативные варианты определены для пяти городов – Курска, Железногорска, Курчатова, Льгова и Щигров. В четырёх городах, кроме областной столицы, главы будут избираться депутатами после конкурса. Такой порядок до недавнего времени действовал и в Курске. Но новый федеральный закон установил, что для областных столиц приемлема только одна опция – когда главу города, то есть, мэра, избирают депутаты, но не после конкурсного отбора, а из кандидатов, предложенных губернатором.
Откровенно говоря, и в рамках конкурсной модели мэрами становились креатуры губернаторов. Но федеральный законодатель решил окончательно «достроить вертикаль», полностью передав отбор кандидатов на должности глав областных центров в руки областного начальства. Тем самым, федеральный законодатель пытается исключить даже потенциальную возможность конфликта между властями областной столицы и региона, а также окончательно сделать мэров полностью зависимыми от региональной власти и её руководителя.
Есть, правда, формальные нюансы. Скажем, губернатору могут предложить кандидатов в мэры разные структуры – политические партии, имеющие фракции в федеральном и региональном парламентах, ассоциации муниципалов, областная Общественная палата. Создаётся комиссия по оценке этих претендентов. Какие-то элементы публичности отбора, таким образом, сохраняются, но все они регулируются и определяются главой области, и несложно понять – за кем будет последнее слово в определении кандидатов.
Данная модель окончательно превращает главу облцентра в «оператора» развития города от имени и по поручению областных властей. Городская администрация утрачивает автономию. Да, у неё остаются свой бюджет и полномочия, но реальным контролером и главным игроком городской политики становится областная власть. По сути, сегодня это уже происходит – мы видим, как региональное правительство совместно с ВЭБ осуществляет мастер-планирование областного центра и всё чаще вмешивается даже в вопросы городского благоустройства, не говоря уже о состоянии инфраструктуры или работы общественного транспорта. Вроде бы, это и неплохо – региональная власть имеет больше ресурсов и её внимание к облцентру даёт больше гарантий на его преображение и развитие.
Но городской уровень власти для того и существует, чтобы на основе своей автономии защищать права и осуществлять интересы горожан, выстраивать регулярное управление городскими делами. Сжимание его роли до простого «оператора» ведёт к ситуации, когда без команды или окрика из области в городе не будет решаться ни один серьёзный вопрос. И это очень скоро станет большой проблемой!