Алексей Томанов заявляет об исключении руководителя курской ЛДПР из партии. Владимир Федоров не собирается уходить и будет продолжать "дело Жириновского". Что происходит и почему происходит сейчас - рассказал "Курским новостям" доктор политических наук, завкафедрой Муниципального управления КГУ Владимир Слатинов.
Если информация об исключении из партии Владимира Фёдорова верна, то кадровые перемены в региональном отделении ЛДПР пошли по радикальному, но отчасти ожидаемому пути. «Ожидаемость» связана с тем, что фактический основатель и многолетнее «лицо» региональных либерал-демократов Владимир Фёдоров в последние годы всё менее вписывался в новый политический стиль и позиционирование своей партии. Радикализм обусловлен, по-видимому, жёсткой личной борьбой за реготделение, в которой «партийный Боливар» не смог вывезти двоих.
Хотя ещё недавно к Владимиру Фёдорову были вполне применимы строчки из Маяковского, правда, про другую партию и её основателя, которые – «близнецы-братья». Курское отделение ЛДПР многие годы ассоциировалось исключительно с Фёдоровым, политическая, да и личная стилистика которого копировала манеры федерального партийного вождя с поправкой на провинциальность и другой масштаб личности. Но «фёдоровских» квалификации, харизмы, риторики и политического чутья вполне хватило, чтобы либерал-демократы прочно закрепились в Курской области как заметная политическая сила. От выборов к выборам курские либерал-демократы стабильно преодолевали проходной барьер, не демонстрируя электоральных чудес, но добиваясь результатов - достаточных для того, чтобы обладать ощутимым политическим влиянием. На выборах в Курскую облдуму 2016 года ЛДПР заняла второе место, ненамного опередив КПРФ. И хотя в кампании 2021 года коммунисты взяли реванш, тот успех Владимира Фёдорова стал знаковым.
Стилистика Владимира Фёдорова была предсказуемой и вполне эффективной. С определённой долей эпатажа он критиковал власть по широкому кругу вопросов, правда, не переходя «красных линий» и выступая в роли защитника «простых людей». Учитывая, что губернатор Александр Михайлов когда-то принадлежал к КПРФ, при его долгом правлении либерал-демократам удавалось убеждать определенную часть избирателей, что они и есть настоящая оппозиция. При Романе Старовойте делать это стало сложнее, отсюда и сильное проседание на парламентских выборах 2021 года. Впрочем, полученные тогда результаты тоже были вполне приличными.
Электоральные успехи на областных и городских выборах заставили Фёдорова искать кандидатов в депутаты, так в какой-то момент и возник Алексей Томанов. Как часто бывает, выдвиженец со временем освоился и начал теснить «отца-основателя». Региональная политика, вслед за федеральной, становилась всё более управляемой, а Владимир Фёдоров действовал в прежней стилистике если не жесткого противостояния власти, то явного дистанцирования от неё. Смерть Владимира Жириновского, избрание лидером ЛДПР Леонида Слуцкого поменяли стратегию политического позиционирования партии. Она стала ещё более провластной, а целью её открытой коллаборации с политменеджерами из Администрации Президента является превращение либерал-демократов во «вторую» партию в рамках ожидаемой электоральной кампании 2026 года.
Достижению этой цели сильно помогает СВО – критическая по отношению к власти функция, по сути, обесточена - оппозиционные партии соревнуются в патриотической риторике и занимаются гуманитарными проектами помощи участникам спецоперации. В этой роли Алексей Томанов смотрится органичнее, а желание Владимира Фёдорова и дальше держать от власти хотя бы некоторую дистанцию, видимо, признано анахронизмом. Острота противоречий между двумя политиками, скорее всего, и привела к жесткому решению в части пребывания Фёдорова в партии.
Впрочем, без него реготделение либерал-демократов столкнётся с проблемой, которую, видимо, уже скоро испытает партия в целом. С наступлением мирной жизни для партийной оппозиции вернётся задача критиковать власть и генерировать альтернативную повестку. Владимиру Фёдорову это удавалось, причём, с годами его квалификация в этой части росла. Что в состоянии предложить региону и избирателям Алексей Томанов за пределами гуманитарных задач, решаемых в ходе СВО, и политической лояльности к власти, пока неясно.