«На направление заехали какие-то охрененные расчеты, - не без гордости показывает знакомый офицер расшифровку радиоперехвата противника. - Сократить по максимуму все передвижения в дневное время».
Речь - об отряде спецназначения «Анвар», который за два года вырос из хорошей задумки узкого круга единомышленников в одно из самых грозных подразделений на фронте. Его создали ветераны элиты российского спецназа, применив лучшие системы управления, связи, спецвооружения и создав разведывательно-ударный контур, в который и заключили все лучшие наработки.
Мне приходилось работать с ними в августе прошлого года, в самом начале вторжения ВСУ в Курскую область. Помните попытку прорыва колонны ВСУ в Беловском районе, в районе населенного пункта Гирьи. Несколько украинских «Буцефалов» были сожжены анваровцами и морпехами в течение считанных минут. В течение всех последних месяцев отряд работал на Курском направлении — десятки единиц уничтоженной техники, сотни человек живой силы и опыт, который аккумулируется для дальнейшего развития.
Когда на прошлой неделе противник попытался вклиниться в Белгородскую область, группы «Анвара» не смогли остаться в стороне. На кадрах объективного контроля из района Демидовки и Поповки удары дронами по вражеской технике, артиллерийские налеты по пехоте…
За действиями боевых групп стоит кропотливая работа в тылу, в полевых лабораториях, где рождаются технологические решения, которым бы позавидовали профессилнальные оборонщики. Сегодня практически каждое подразделение, имеющее группы БПЛА, - это и маленькое конструкторское бюро. Недаром министр обороны Андрей Белоусов на днях отметил, что самые эффективные роботизированные системы рождаются в войсках.
- Это - трофейные боеприпасы, собираем, анализируем, берем из них лучшее, - ведет экскурсию по своей лаборатории инженер отряда «Анвар» с позывным «Клема». - Вот у них сброс под «Бабу Ягу», всенаправленный кумулятивно-осколочный. Какой бы стороной ни упал, кумулятивная струя пойдет как надо. А это их «Джоник», мы сейчас передали специалистам. Это магнитометрический датчик с узлом распределения детонации, для дистанционного минирования. При подъезде техники на скорости происходит подрыв. А мне нравятся авиационные боеприпасы.
Позывной «Клема» держит в руках украинский всенаправленный кумулятивно-осколочный сброс под «Бабу Ягу».
Александр КОЦ
- Это же ракеты, которые летчики пуляют с кабрирования?
- Они самые. Неуправляемые ракеты. С боевой частью дрон себя ведет очень стабильно.
По всему подвалу расставлены «морковки» от гранатометов, сбросы под коптеры, противотанковые мины, управляемые ракеты… Надо быть очень уверенным человеком, чтобы точно знать, что твое рабочее место не взлетит на воздух и не уничтожит здание над тобой. При этом «Клема» - не профессиональный инженер-подрывник. На СВО он пришел еще в 2022 году в ЧВК. Вообще-то 25 февраля он с утра пораньше явился в военкомат с неудержимым желанием отправиться на фронт и отсутствием какого-либо опыта военной службы. И его … не взяли.
Но «Клема» был настойчив и аккурат к штурму Попасной устроился в известный «Оркестр». Сначала был снайпером, потом минимум обучения на сапера. Первая задача — ползти без автомата впереди штурмовой группы, снимая магнитные мины. Так себе ощущение, когда идешь на штурм первым да еще без оружия. Постепенно познавал премудрости профессии. «Клема» долго и увлеченно рассказывает, как из разных видов оружия мастерит максимально эффективные боеприпасы.
За действиями боевых групп стоит кропотливая работа в тылу, в полевых лабораториях.
Александр КОЦ
- А любимый какой-то боеприпас есть?
- Я их все люблю. Если ты к банальному детонатору не трепетно, без уважения относишься, он может тебя подвести. Стараемся, заботимся, храним бережно, разбираем аккуратно. Вот, кстати, ракету из «Джавелина» достали. 170 тысяч долларов в руках. Должен был пойти по нашим, а в итоге через FPV-дрон пойдет по противнику.
Эта ракета для ПТРК «Джавелин» должна была лететь в сторону наших ребят.
Александр КОЦ
- Ты же после 2023-го мог домой уехать. Зачем на фронт вернулся?
- Ну, а как иначе? Если ты что-то умеешь, полезен в деле, то надо быть здесь. Мы наладили тут всю инженерную систему с нуля.
- А ты имена им даешь?
- Да, по-разному, - впервые смущается он.
- Ну, цензурные есть?
- «Прощание Марии». Противопехотный боеприпас, был испытан как раз на Белгородском направлении. Очень хорошо себя показал, у него 2,5 тысячи осколков. Сплошное поражение до 15 метров при малой массе. Шансов, что целый останешься, просто нет.
Зеленский, наконец, официально признал, что ВСУ пытаются прорваться в Белгородскую область. Сколько техники и людей потеряно ради присутствия десятков человек в белгородском лесу, он не уточнил. Ляпнул в очередной раз что-то несуразное и послал очередную партию пушечного мяса в приграничную Поповку. У меня стойкое ощущение двойного дежавю.
Август 2024 года. Военкор "КП" Александр Коц у уничтоженной бронетехники ВСУ.
Александр КОЦ
Аналогия с наступлением прошлого года в Казинках и Сподарюшине буквально плавает на поверхности. Тогда противник был настроен серьезно. До 60 батальонов, три эшелона наступления… Я потом смотрел в трофейном планшете, как у них Грайворон был поделен на сектора контроля.
Только до Грайворона они так и не дошли. Завязли в приграничных селах, потеряли людей, технику и в итоге откатились. Просто разведка заранее их вскрыла, и противника ждали.
Вторая аналогия, может даже более уместная - это Крынки. Суицидальное желание сохранить контроль над абсолютно бесперспективным кусочком земли с другой стороны Днепра. И нам к Поповке подобраться тяжело - полкилометра «открытки» (открытой местности. - Ред.), людей положим. И им из нее деваться некуда. И их там молотят, молотят. Как и в Демидовке, откуда оставшимся раненым «захистникам» деваться некуда. На самом деле к первой линии обороны в Белгородской области со всеми ее укреплениями и минированием они даже не подошли.
Цель очевидна - затормозить наше продвижение из Курской области в Сумскую, подготовить оборону. Собственно, ее первую линию мы сейчас взламываем в Курской области. В Горнали, Олешне и лесополосах на границе они сейчас упираются не потому, что хотят остаться в Курской области. Просто они перешли к обороне своей Сумской области. Это - их первая линия. И подходы к ней ВСУ прикрыли своими дронами. У «Анвара» свой рецепт борьбы с «малым небом».
- Мы берем РЭБ промышленного производства и модернизируем его, - показывают мне бойцы соседнюю лабораторию, уставленную антеннами. - Приходится доделывать, а то и переделывать. У нас все нормально, машины все целы.
В соседней лаборатории кипит работа по модернизации промышленных систем РЭБ.
Александр КОЦ
- Откуда такие познания в такой чувствительной технике?
- Чтобы вы понимали, когда я сюда прибыл, я о РЭБе не знал ничего. Я пришел в 2023 году в частную военную компанию добровольцем. В связи с тем, что у меня был оперативный стаж в МВД, меня в разведку приняли, обучили. И о РЭБе я знал, только как его обнаружить. Сюда приехал, мы начали это изучать. Я считаю, мы пока справляемся, все работает. Но приходится все время следить за развитием БПЛА. Чтобы не отстать. Все быстро меняется.
- Военные действия очень изменилась, - соглашается командир беспилотной группы «Мастер». - Колоннами в атаку уже никто не ходит. Маленький расчет дронов может уничтожить 10-15 единиц техники легко. И на примере Суджи мы можем посмотреть, как малые штурмовые группы при поддержке дронов решают сложнейшие задачи. По сути, это новая тактика ведения конфликта. Вот в Белгородской области, на Демидовке, они попытались зайти колонной в первый день. Им по зубам дали сразу. Они даже границу еще не перешли, а их уже пожгли. А дальше они пошли малыми штурмовыми группами в сопровождении дронов по лесополосам и проникли в деревню. Зачем - непонятно, их уже поубивали. Но тактика теперь такая. Обычный аналоговый дрон обходится дешевле, чем солдатик, которого надо обучить, обмундировать.
- Оптоволокно вообще все перевернуло…
- Его никто не видит и никто не давит. Я прям фанат. Лучше пока никто ничего не придумал. Этот «дрон на веревочке» может залететь на приличное расстояние и поразить любую цель. Там катушка тонкого оптоволокна, по нему идет сигнал, который не излучается. Враг пытается делать аккустические системы обнаружения, но пока без толку.
Позывной "Мастер" с восторгом рассказывает о дронах на оптоволокне: "Дрон на веревочке" может залететь на приличное расстояние и поразить любую цель".
Александр КОЦ
- Куда дальше идет беспилотная мысль?
- Дроны будут летать по заданному маршруту, сами выискивать цели и их поражать. Не нужно будет ими управлять. Если СВО сейчас не закончится, она даст еще много сильных толчков развитию дронов и роботов.
Во вторник Минобороны официально заявило об освобождении населенного пункта Гуево в Курской области. Таким образом, под условным контролем ВСУ в Курской области остаются только два населенника - Горналь и Олешня. Плюс лесные массивы вокруг них. Противник всеми силами постарается их удержать, чтобы успеть подготовиться в Сумской области.
Освобождение Курщины, конечно, будет иметь символическое значение. В военном же плане - это взлом вражеской линии обороны, которому придется откатываться на следующий рубеж. Его они сейчас спешно готовят, пока очередной Мыкола гибнет в очередных Крынках.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Российские войска взяли под контроль Гуево: два населенных пункта отделяют ВС РФ до полного освобождения Курской области
Дуэлянты класса земля - воздух: российские зенитчики поделились секретами, как правильно сбивать тяжелые украинские дроны