«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

«А никакой попутки обратно не будет?» - хочется иной раз спросить, когда протопал до переднего края километров десять, сел, выжав подшлемник, и попытался восстановить дыхание.

Снабжение линии соприкосновения сегодня — одна из самых острых проблем. Причем, как у нас, так и у противника. Беспилотные технологии скакнули так далеко вперед, что сегодня находиться на «передке» куда безопаснее, чем до него добраться. Насыщение фронта дронами достигло того уровня, когда один-два FPV не жалеют на пехотинца. Чего уж говорить о бронемашинах. Когда логистические артерии берутся под контроль «беспилотием», они превращаются в «дороги смерти». Минобороны публиковало трехминутный ролик участка трассы из Юнаковки в Суджу, который усеян десятками сожженных машин. Немало подбитого транспорта я видел и с нашей стороны, на той же дороге от Коренево до Любимовки.

Проблему подвоза и эвакуации сегодня пытаются решить по-разному. К примеру, на Днепре наши наблюдательные пункты снабжают по воздуху — промышленными гексакоптерами, которые сбрасывают провизию с воздуха. Обычно перепрошиваются вражеские дроны или закупаются китайские. Но, к примеру, «УралДронЗавод», выпускающий камикадзе «Упырь», спроектировал собственную «Бабу Ягу», которая сейчас испытывается на фронте. Значительно более доступный (а значит перспективный для промышленного производства) «Бердыш» дорабатывают на ходу с учетом пожеланий наших операторов.

Доставляют продукты и боеприпасы на передний край и с помощью обычных квадрокоптеров. Но на них много не унесешь. Либо полторашку воды, либо пару «дошираков» с шоколадками. На некоторых направлениях применяются наземные роботизированные системы, которые могут и доставить боеприпасы, и вывезти раненого.

Но пока это — из разряда экзотики. Главным инструментом снабжения остается человек — на себе километрами носят и воду, и топливо, и даже боеприпасы к минометам. Если позволяет погода, подключаются мотоциклы и квадрики. Поставляемые централизованно в войска багги Desertcross неплохо зарекомендовали себя на фронте — легкие, проходимые, тягучие. Но в условиях, когда такой транспорт долго не живет — слишком дорогие. Плюс в полевых условиях с ремонтом сложно, запчасти быстро не добудешь.

На Курском направлении, на позициях 810 бригады морской пехоты Черноморского флота мне попалась необычная машина. С виду — самодельный багги. Но если приглядеться, то сделана она из «Нивы».

«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

Александр КОЦ

- Откуда такое чудо? — спросил морпехов.

Оказывается их делают в Курской области местные энтузиасты, которые с самого начала вторжения начали помогать нашим подразделениям.

- С первых дней мы начали выставлять блоки на дорогах в Курчатовском, Льговском, Октябрьском районах, - говорит участник местной теробороны, он же вдохновитель народной мастерской Никита. — А потом уже пошла всесторонняя помощь нашим бойцам. Начали «мангалы» на технику наваривать, морпехи попросили нас придумать треногу под пулемет - 116 штук за месяц сделали, раздали, даже красить не успевали. Переходники на противопехотные мины тоже делали. А потом ребята говорят, что нужно легкое, быстропроходимое. Багги китайские в принципе-то неплохие, но не везде детали есть в доступности. А на «Ниву» - в каждом магазине.

«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

Александр КОЦ

Перед камерой Никита стоит с закрытым лицом. Сам он из Харькова, там еще остаются родственники. До 2022 года он с ними регулярно связывался. Сейчас нет — из соображений безопасности. Говорит, что семья всегда была пророссийская, и три года войны в настроениях его родных по ту сторону ничего не поменялось. Еще в 2014 году Никита активно принимал участие в антимайдановских акциях. Тогда же познакомился с будущим командиром ополчения с позывным «Моторола» - вместе штурмовали Харьковскую администрацию. Защищал памятник Ленина, встречал на подъезде к родному городу автобусы с «правосеками». После тех событий перебрался в Россию, в Курск, ставший для него второй Родиной.

В импровизированном цеху на окраине Курска кипит работа, искрит сварка, истерично (как FPV-дрон) визжит болгарка. С обычной «Нивы» снимают двери и буквально срезают весь верх. Вместо него навариваются трубы, на моторный отсек прикрепляется железная решетка стали, багажник делается раскладным, чтобы можно было без проблем уместить пару раненых.

«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

Александр КОЦ

- А почему не «Нива» сама? В чем прелесть?

- Прелесть в том, что у багги вес получается 780 килограмм. При полной загрузке, это как пустая «Нива». Плюс открыто небо, ты видишь беспилотники. 35 таких машин мы уже сделали, 33 передали.

- А где вы берете машины?

- Бывает, волонтеры закупают, либо сами бойцы отдают машины погибших товарищей. И дают им их позывной.

«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

Александр КОЦ

Автомеханик Александр — из местных. Как и его коллеги - сварщики, монтажники, арматурщики, бетонщики, - работает в одной из структур «Росатома» вахтовым методом. Две недели - на основной работе, две — в этом гараже. Работодатель пошел навстречу и за «общественную нагрузку» тоже платит зарплату. Пример социально ответственного подхода госкорпорации.

В самом начале вторжения Александр вывез семью в Москву, но когда подошли наши резервы, родственники вернулись. Когда Никита предложил ему сколотить команду для производства багги, не колебался. Специальность у него соответствующая, но он по ней не работал ни дня. А тут такой шанс подвернулся.

- Парни на фронте довольны, - говорит он. - За все время только одна машина вернулась. В результате фронтовой эксплуатации пришла практически в негодность. За пять дней восстановили и отдали обратно.

- А сам на чем ездишь?

- «Лада Гранта» и «Нива» как раз.

Снаружи что-то заревело, дерзко демонстрируя отсутствие глушителя. Парни завели небольшой багги, похожий на уменьшенный «Бэтмобиль». Это морпехи притащили сюда трофей на изучение. Как гоночный — самое оно. А вот для подвоза или эвакуации — посадка слишком низкая. Но для изучения технологий пригодится.

«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

Александр КОЦ

Мужики выгоняют очередную готовую к боевой эксплуатации машину на полигон. Сажусь в жесткое кресло, ноги интуитивно встают на сцепление и тормоз, хотя на «ручке» я не ездил лет этак несколько. Первая скорость, плавно отпускаю сцепление, модернизированная «Нива» буквально рвется из-под седла. Отсутствие гидроусилителя компенсируется адреналином, который крутит руль как на какой-нибудь иномарке. В целом — все, что от этого багги требуется, он выполняет.

«Атомные» технологии на Курском фронте: Как энтузиасты решают проблему транспорта переднего края

Александр КОЦ

- Легкость, проходимость, доступность всех запасных частей, быстрый ремонт. Подвоз БК, эвакуация — со всем этим она справляется, - уверяет Никита.

- Скажи, из Харькова с каким сердцем уезжал? — спросил я его на прощание.

- Дом - это Дом.

- Но есть надежда вернуться?

- Всегда есть. Я думаю, наша помощь приблизит и Победу и воплощение этой надежды.

Метнул автоматом во вражеский дрон, как копьем: Десантник Балаев рассказал подробности героического боя в Курской области

Помощь, которая спасает жизни: Корреспондент «Комсомолки» вместе с Народным фронтом привез на передовую коптеры и другое оборудование

Источник: Комсомольская Правда

Топ

Лента новостей