- Дрон завис прямо передо мной, а в магазине уже патронов нет. И я просто запустил в него свой автомат. Метнул, как копье, и сбил, - скромно опустив глаза, рассказывает десантник. - А дальше воевал чем-то чешским, трофейным. Там же подобрал.
Когда мне рассказали об этом парне, который на свою первую боевую задачу вышел в лесополосы под Лебедевкой, что за Свердликово, я в шутку спросил: «А он случайно не из 51-го полка 106-й Тульской дивизии ВДВ?» Тот полк богат на таких сорвиголов. Помню, в прошлом году встречался с лейтенантом Эммануилом Давыдовым, который в окружении кошмарил противника в Курской области, несмотря на рвавшегося к нам во фланг в Курской области.
- Точно, 51-й, - улыбнулся знакомый офицер, позвонив по закрытой связи. - В госпитале сейчас.
- Да ты прям рок-звезда! - смеемся с коллегой, когда Азнаур Балаев с позывным «Прайм» спускается к нам из своей палаты.
Азнаур Балаев в полевом госпитале
Александр КОЦ
Больничная пижама с логотипом «Армия России», разглаженный, как на кителе, воротник, под которым, как знак отличия, красуются голубые полоски тельника, аккуратно постриженные борода и хайр. Другое слово на ум не приходит. Такие прически принято носить на рок-сцене, но если хорошему штурмовику они не мешают, то почему бы и нет. В бою не до уставщины.
- Ранение я получил первым в самом начале боя, - рассказывает Азнаур. - В руку. Пережгутовался и продолжил бой. Приходилось снимать жгут, отстреливаться, отступать, стрелять и опять жгутоваться. Ранение несерьезное, сквозное, но крови много потерял.
Группа тульских десантников зачищала лесополосу в районе Лебедевки, что за Свердликово. 9 марта вошли в прямой контакт, как тут называют стрелковый бой. Напротив - восемь оппонентов. Двоих уничтожили сразу, двое дали деру, еще двоих тяжело ранили. И тут «неба стало не видно».
- Дронов тьма, потом арта начала работать по нам. Минометы 82-мм и 120-мм прям рядышком. А когда пристрелялись, начали лететь кассеты, прям на головы нам клали. Господь уберег - я форму снял, когда сюда приехал, места нет живого, все в дырках. Тут один FPV прям в ноги приземлился - я успел уклониться, но получил ранение. «Шелест», мой товарищ, кричит: еще один! Поворачиваюсь, а патронов нет. Вот и швырнул автомат, как копье. Дрон низко висел. Они кружили, выцеливали, пытались пролететь в посадке. А мне пришлось трофеить оружие.
- А как это ты уклоняться от дронов научился?
- Их несколько типов. От сбросников - зигзагами, от камикадзе, когда он разогнался и летит в тебя, просто нырнуть в сторону или наискосок по диагонали назад, он ударит перед тобой. Да, будут осколки, возможно, но останешься живой. Главное - не допустить прямого попадания.
Боец с позывным "Прайм" после тяжелого боя
личный архив
В какой-то момент «Прайм» остался один. Артиллерия долбит, дроны кружат роем, ранения в руку и ногу…
- Ты не мог откатиться назад?
- Я был зол, поэтому пошел вперед, на траншею, где засел один и поливал из автомата. Кинул гранату, услышал, как он крикнул, и дозачистил. Занял точку, вышел по связи на командование, говорят, держись - будет помощь. Потом прилетел наш дрон и с неба сбросил мне автомат АК-12. Он плюхнулся в грязищу. Пришлось его полностью разбирать, чистить...
Где-то 11-го числа подошли наши пацаны. Командир сказал мне откатываться. А я, в принципе, еще воевать могу. Вот и остался с парнями. Мы еще разведку проводили в соседней лесополке, в штурм ходили, но оттуда уже все убежали. без рюкзаков, без оружия, прямо так убегали. А я ж в том бою как раз рацию захватил. Сидел, слушал, передавал нашим информацию. А откатился уже 18-го числа.
У Азнаура за плечами ни богатого военного прошлого, ни даже военной службы. И строительством занимался, и озеленением, и программированием. Зато отец и братья служили. Он честно ждал, когда призовут. И вот в 25 лет решил пойти сам. Причем сразу в ВДВ. Поехал в Тулу, где и подписал контракт. В первом же бою получил все «33 удовольствия».
- Не было нервов, адреналина, я полностью соображал весь контакт. А вот после боя накрыло. Если бы не подготовка и не подсказки командования, я бы не вышел. А так нас всю дорогу ведут с птичек, говорят, где и что происходит, где противник, куда спрятаться… Ребят павших жалко. Но я практически БГ (боеготов. - Авт.). Сейчас витаминки допью и обратно в бой. Пойдем дальше, будем мстить, гнать их.
Азнаур решил стать десантником в 25 лет
личный архив
Месть, к слову, после естественного для многих желания защищать свою страну - один из самых мотивирующих факторов на фронте. Зачастую стремление поквитаться за погибшего друга стимулирует куда больше, чем речи замполитов. Командир 3-й штурмовой роты 83-й десантно-штурмовой бригады с позывным «Финн» пошел на фронт после гибели сына. У штурмовика того же уссурийского соединения ВДВ из зоны СВО не вернулся старший брат. У его товарища «Боба» - сын в госпитале, по ранению. Получается, война - это уже дело семейное. А для многих защита Родины в первую очередь и ассоциируется со своими родными.
Месть, к слову, после естественного для многих желания защищать свою страну - один из самых мотивирующих факторов на фронте.
Александр КОЦ
Уссурийцы-десантники одними из первых заходили на территорию Украины после освобождения приграничного поселка Николаево-Дарьино.
- Мы зашли в Сумскую область, где сейчас успешно продолжаются наступательные действия, - рассказал мне начальник разведки бригады с позывным «Зенит». - Были зачищены несколько лесополос, а также граничащий с Россией населенный пункт.
Александр КОЦ
Министерство обороны официально подтверждало освобождение двух сумских деревень - Новенькое и Веселовку. По сути, сейчас на этом фланге наметился широкий охват Юнаковки, которая является важнейшим логистическим хабом противника на нашем направлении. И, вероятно, от нее будет формироваться зона безопасности, о которой говорил президент во время визита в Курск.
Уссурийцы-десантники одними из первых заходили на территорию Украины после освобождения приграничного поселка Николаево-Дарьино.
Александр КОЦ
Между боевыми задачами даже штурмовики с опытом не сидят без дела. Полигон - и максимально приближенные к реальным условиям занятия с утра до вечера. За этой казенной фразой - отработка оказания медицинской помощи в грязной стылой жиже, уклонение от дронов и огонь по беспилотникам, подвязанным к ветвям деревьев, штурмовые действия двойками, когда боевые гранаты рвутся, как при реальном контакте - в траншее в десяти метрах от тебя…
Между боевыми задачами даже штурмовики с опытом не сидят без дела.
Александр КОЦ
Полигон - и максимально приближенные к реальным условиям занятия с утра до вечера.
Александр КОЦ
Но со своим страхом в бою каждый справляется самостоятельно. Для многих освобождение Николаево-Дарьина было боевым крещением. «Финн» узнал о гибели сына прямо перед штурмом. Комбриг предлагал ему остаться в тылу. Но он все равно пошел в свой первый бой.
Десантник с позывным «Финн»
Александр КОЦ
- Нас учили, как перебороть свой страх, - вспоминает он. - Ни один из моей группы не убежал, никто не пошел назад, все пошли и победили.
Боец с позывным «Боб»
Александр КОЦ
- Естественно, каждый человек боится, - признается «Боб». - Какой бы ты ни был профессионал, как бы ты ни был подготовлен на все сто процентов. Каждый хочет жить, но надо идти навстречу страху, тогда ты его преодолеешь. Все бойцы заряжены, все молодцы. Кстати, пользуясь случаем, хочу привет передать любимой жене, внуку - у меня внук маленький. Ему годик и четыре месяца всего. Омская область, поселок Кормиловка, все будет хорошо, мы вернемся с победой!
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Мы их добьём. Путин предложил ввести на Украине внешнее управление (подробнее)