Актриса Курского драмтеатра, заслуженная артистка России Людмила Мордовская 29 октября отметила свой юбилей.
Людмила Владимировна сразу после окончания Иркутского театрального училища была принята в труппу Курского драматического театра, и с тех пор сезон за сезоном не сходила с курских театральных подмостков. 43 года на сцене, более 90 ролей, бесчисленное множество разнохарактерных образов – всё это о ней.
— Людмила Владимировна, Ваш творческий путь, карьера начались в Курском драмтеатре. Вы стали частью труппы, будучи совсем юной, однако Вам удалось поработать с Владимиром Владимировичем Бортко (прим. ред. – главный режиссёр Курского драмтеатра 1976-1981 гг.). Какой он?
— К сожалению, я проработала с Владимиром Владимировичем не так долго. Первой моей работой на Курской сцене был ввод в уже идущий спектакль «Дядя Ваня» А. П. Чехова на роль Сони как раз в постановке Владимира Владимировича. А дебютом я всё же считаю роль Лиды в спектакле «Прости меня» по повести «Звездопад» Виктора Астафьева. Мне кажется, тогда сработала моя органика, Бортко увидел во мне героиню этого спектакля и поэтому пригласил в труппу театра. Он сочетал в себе многое: Владимир Владимирович был достаточно жёсткий и притом достаточно ироничный человек. Он умел донести свою мысль, обладал фантастической энергией, мог за один вечер переделать спектакль другого режиссёра, и никто не возражал, все оставались работать до глубокой ночи, понимая необходимость. Я с удовольствием смотрела спектакли Владимира Владимировича. Например, «Рождество в доме сеньора Купьелло» - настоящий фейерверк актёрских работ, «Утиная охота», которая долгое время и вовсе была запрещена, не менее сильная постановка. Я благодарна Владимиру Владимировичу за то, что он привёл меня в этот театр.
— Зрителю всегда интересно знать о режиссёре больше, но только актёры способны увидеть его в работе, на репетициях. Каков для Вас идеальный режиссёр?
— Непростой вопрос. Мне нравится, когда режиссёр тонко и тщательно разбирает материал. Иногда сразу становится ясно, как сложится работа. Сейчас идут репетиции спектакля «Вечно живые» Виктора Розова, режиссёр – Сергей Сергеевич Виноградов. С первой встречи стало понятно, что для режиссёра важно погрузить актёров в исторический период Великой Отечественной войны, в события, в которых существуют герои. Сергей Сергеевич стремится понять и разобрать неоднозначное поведение героев, глубину чувств и переживаний. Такая работа над постановкой мне нравится.
— Никогда не задумывались, как бы сложилась жизнь, окажись Вы в другом театре?
— Нет. Даже не представляю. Я прошла долгий путь до Курского театра. Я с благодарностью отношусь к тому, что меня взяли, приняли. Что бы ни происходило, что бы ни менялось в этих стенах, мне никогда не хотелось уйти. Театр дал мне многое, я получила колоссальный актёрский опыт, поработала с разными режиссёрами.
— Действительно, над постановками всегда работают приглашённые режиссёры, с разным творческим багажом, с разными вкусами и взглядами. Не всегда удаются и спектакли, будем честны. Опыт работы с любым режиссёром полезен для актёра?
— Да, безусловно. Случаются разногласия, ссоры. Я могу поспорить с режиссёром, но каждый такой диалог остаётся в моей творческой копилке. Например, не совсем сложилась у нас работа с режиссёром спектакля «Знойные мамочки». Но никакого зла я не держу, нет негативного осадка. Наоборот, я поняла, где могу почерпнуть для себя что-то новое как актриса. Он интересный постановщик.
— Вам приходилось играть в спектаклях, которые Вам откровенно не нравились? В Вашем багаже есть роли на сопротивление? Те самые, когда не знаешь, как подступиться к героине…
— Нет, такого не бывало. Случалось, что я не видела ничего выдающегося в самой пьесе. Необычный был опыт во время создания спектакля «Любовь на свежем воздухе», режиссёром была М. В. Есенина. Пьеса мне не понравилась, но, зная Марину Викторовну по предыдущим постановкам, я была уверена, что она найдёт своё нестандартное решение. Сложилось так, что все парные сцены режиссёр репетировали отдельно. Моей героиней была Маша и героиней заслуженной артистки России Лены Петровой – Галя. Мы приходили на свою репетицию и не знали, не видели, как работают другие. Казалось, что получается у всех кроме нас. «Мучительное» время репетиций, поиск способа существования, детали реквизита, выразительные костюмы наших героинь, подчёркивающие их характер, в итоге сложились в интересный, любимый спектакль.
— Как Вы относитесь к критике? К чьей критике Вы можете прислушаться?
— Критика должна быть. Но сейчас я не так чувствительна к ней, иногда отношусь с иронией, иногда принимаю сказанное и задумываюсь. В молодости, когда на спектакль приезжали театральные критики, переживала больше. Я за критику, которая поможет развиваться, научит самокритике, самостоятельному анализу своей работы. Я прислушиваюсь к замечаниям художественного руководителя театра, к Юрию Валерьевичу Бурэ.
— Что для Вас идеальный театр?
— Театр, в котором всё работает как часы, где службы, цеха - каждый сотрудник трудится над выпуском спектакля с полной отдачей, с должной ответственностью. Не всегда в театре уместны эксперименты, авангард. Иногда тянет, хочется попробовать себя в чём-то новом, но всегда возвращаешься к мысли, что классика и театральная школа, подразумевающая подключение настоящих эмоций, – лучшее решение.
— Вы упомянули школу. А как Вы относитесь к актерам без актерского образования?
— В истории много примеров, много самородков. Если человек талантлив от природы, он может проявить себя.
— По Вашему опыту, в чем залог хорошего спектакля?
— Хорошая пьеса и хороший режиссёр. Сегодня мало режиссёров-педагогов, которые способны «научить» артистов, а не просто рассказать о своём видении. Актёры часто понимают, слышат, вникают в задачи, но работа не идёт. Тогда артист пытается реализовать идею самостоятельно, иногда удаётся получить удовлетворение от собственных стараний и при этом приблизиться к образу, который задуман режиссёром-постановщиком, но не всегда. Режиссёров-педагогов не хватает.
— В каких ситуациях актёр имеет возможность творчески расти?
— Вновь скажу о хорошем, разноплановом материале. Раньше мы часто выезжали в другие города, участвовали в лабораториях, учились у разных мастеров. Возвращались всегда окрылёнными. Это тоже качественная практика: общаться с коллегами и наставниками, впитывать новые идеи. В этот Новый Год вспоминали с коллегами, как раньше в январе во время небольших каникул после завершения серии зимних сказок мы ездили в Москву. Мне хочется, чтобы и сегодня молодые артисты имели такую возможность.
Елизавета Степанова