Руководитель проекта Андрей Колобинин подвел итоги курского фестиваля школьных театров «Точка отсчёта»

Руководитель проекта Андрей Колобинин подвел итоги курского фестиваля школьных театров «Точка отсчёта»

27 ноября 2023 в 17:56 0

Фото Александр Малахов

Андрей Николаевич Колобинин – заслуженный артист России, руководитель грантового проекта, который объединил на театральной сцене школьные коллективы со всей Курской области.

Фестиваль школьных театров «Точка отсчёта» завершился гала-концертом 4 ноября. После подведения итогов проекта мы обсудили с Андреем Николаевичем этапы конкурса, специфику фестиваля, процесс работы с коллективами и нелёгкий выбор победителей.

- Расскажите о правилах и этапах конкурса. Какая работа была проделана до первого выхода на сцену?

- Мы начали с обращения ко всем театральным коллективам, объявили, что ждём заявки в видеоформате. Всего их было подано 99. Большинство желающих поучаствовать отправляли записи своих спектаклей на электронную почту, но некоторые приносили флешки и даже диски. Однако никто не остался без внимания, каждый член жюри нашёл возможность посмотреть работы ребят на своих устройствах, передавали флешки и диски из рук в руки. После мы собрались для обсуждения увиденного и отобрали кандидатов на участие в финале.

Заключительные этапы совещаний выпали на лето, поэтому члены жюри горячо спорили, захватив даже период собственных отпусков. Уже тогда наши мнения расходились, множество достойных участников прислали видео. Но конкурс есть конкурс, поэтому совместными усилиями, общим голосованием мы выделили 13 коллективов. Пришлось выйти за рамки оговоренных ранее правил и взять вместо 10 школьных театров 13. Мы не могли не выделить некоторые работы. Например, инклюзивный театр «Мечтатели» выступил на театральной сцене вне конкурса и, забегая вперёд, получил специальный приз жюри на гала-концерте.

Утвердив список финалистов, мы занялись оповещением коллективов, закипела подготовка, началась работа ребят с наставниками, артистами Курского драматического театра. Руководители приезжали в театр, чтобы замерить сцену, заранее обсудить свет и звук. Цеха театра помогали ребятам в создании декораций, не все коллективы имели возможность привезти собственные из-за расстояния или массивности установок. Монтировщики всю неделю выступлений ребят молниеносно меняли одни декорации на другие, собирали спектакли, которые видели впервые, с листа. Помогали в организации и навигации среди сменяющихся коллективов волонтёры. Огромная работа была проделана перед тем, как школьные театры вышли на Малую сцену.

- Какие неожиданные формы представили коллективы? Что вас удивило?

- Особенно запомнился театр теней из Дмитриева. Всех зацепила, всех удивила эта работа. Видно, что руководитель горит делом и заражает энтузиазмом, любовью подопечных. Дети занимаются с удовольствием, хотя жанр крайне сложен, специфичен. Театр теней предполагает детальную выверенность, но ребятам удалось справиться с новой площадкой, сориентироваться. Хочется отметить и театр кукол. Работа с куклой трудная, и мы это понимаем, хотя сами и не профессионалы, но участники выкладывались с целью донести тот материал, который они взяли.

Говоря о выборе произведений для постановок, замечу, что нам не хватило классики. Было много сказок. С одной стороны, это проще и понятнее для детей, но с другой стороны, сказка – особенный жанр, в котором сложно существовать. В нём всё по первому плану, всё строится на правде, ошибаться нельзя. Некоторые школьные театры брали и серьёзный материал, но жюри показалось, что не хватило проработки смыслов с детьми. Видно, что юные актёры иногда не понимали, что делают, были вне контекста, поскольку не застали эпоху, о которой говорят, не знают тонкостей истории нашего государства. Объяснить, растолковать, помочь углубиться – задача руководителя.

- Руководители детских театральных кружков. Какие они?

- Везде говорю и буду говорить дальше: «В руках педагогов души детей». К ним надо относиться очень бережно, так, чтобы не сгубить желание и рвение работать на сцене. Те горящие глаза, с которыми участники выходили демонстрировать своё творчество, дорогого стоят. Педагоги делают большое дело, но некоторым руководителям где-то не хватает опыта, где-то – знаний. Они должны научить правдивой игре, что требует подготовки. Актёрская профессия – это постоянный поиск, непрекращающийся процесс, вечное обучение. Для этого и нужны матер-классы, нужны подобные фестивали.

- Как проходили встречи и мастер-классы с артистами театра?

- Артисты нашего театра выступили наставниками для коллективов. Мы посетили с мастер-классами всех финалистов. Встреча с детьми всегда в удовольствие, а видеть их заинтересованные горящие глаза втройне приятно. Конечно, чаще всего мы не вмешивались в саму постановку, которая уже имела целостный вид на момент встречи, но работали с ребятами, стараясь улучшить речь, взаимодействие с партнёром, сценическое движение, давали советы по конкретным образам, подсказывали, как точнее передать эмоцию, рекомендовали упражнения и приёмы.

Мы не указывали, не переделывали, а лишь предлагали своё видение и свой опыт, воспользоваться или нет – дело ребят и руководителя. Главное – с уважением относиться к творчеству, в которое вложены силы педагога и детей. Приятно, что участники каждого школьного театра были по меньшей мере рады нас видеть и благодарили за помощь. В день выступления наставники тоже сопровождали свои коллективы, помогали на сцене со светом и звуком, участвовали в репетиционном процессе, настраивали, поддерживали. Хочу заверить, что не было никакой предвзятости среди тех наставников, кто параллельно являлся частью коллегии жюри. Мы изначально настраивались на честную работу.

- В чем, по вашему мнению, главная ценность участия в «Точке отсчёта»?

- Самое главное – это выступление на профессиональной сцене драматического театра, возможность соприкоснуться с этим творческим пространством, с энергетикой. Мы сами относимся к нашим сценам с благоговением, для актёров это храм, впитавший в себя историю и опыт великих артистов, в том числе Михаила Семёновича Щепкина. К 235-летию со дня его рождения приурочен фестиваль.

Проект позволил ребятам не просто показать своё творчество, а почувствовать себя настоящими артистами на настоящей сцене, оказаться в условиях сравнения, оценки, что тоже немало важно, учитывая, что конкурсов среди школьных театров действительно немного. Важно заставить ребят взглянуть на свою игру с критической точки зрения, принять, что кто-то сегодня оказался лучше, задуматься, почему. Хочется, чтобы фестиваль был не «для галочки», не для диплома на стене, а для чего-то большего. Мы как артисты тоже выходим на сцену не потому что надо, не потому что ждём похвалу, мы играем ради обмена энергией, ради уникальной, неповторимой связи с залом. Надеюсь, ребятам удалось почувствовать эту эйфорию, увидеть реакцию живого, неподготовленного зрителя.

- Присвоение каких номинаций далось жюри сложнее?

- Сложно сказать наверняка. Разногласий было много, споры возникали даже в рамках обсуждения призовых мест, мнения расходились полярно. Например, долго выносили решения по лучшим и характерным женским и мужским ролям, по сценографии, по музыкальному оформлению. Но при этом все финалисты получили диплом участника фестиваля и сертификат на посещение экскурсии по театру и мастер-класса по актёрскому мастерству от наших артистов, всем руководителям были вручены благодарности за их вклад в развитие театрального детского творчества. На данный момент продолжается формирование благодарностей всем коллективам-участникам первого отборочного этапа.

- Были ли установки не обидеть, не обделить?

- У меня часто спрашивают: «Как вы можете судить? Это же дети!». Но у нас все дети, поэтому фестиваль и заявлен как конкурс школьных театров. Стоит понимать, что многое зависит от руководителя. Как было посажено зерно, так оно и взойдёт. Верно подметила Елена Валерьевна Петрова, заслуженная артистка России, актриса нашего театра и член жюри. Она задала правильный вопрос: почему на музыкальных конкурсах выбирают детей, которые имеют музыкальный слух, обладают навыками игры на инструменте, на танцевальных соревнованиях обращают внимание на физическую подготовку, чувство ритма, а к театральному искусству относятся иначе?

Каждый может выйти, сказать несколько реплик, будто особые умения совершенно не нужны. Однако это не так, среди актёров тоже должен существовать отбор. Никто не спорит: если ребёнок хочет – должен заниматься. Но с любым ребёнком нужно работать, чтобы он спел, станцевал или сыграл. Коллегия жюри старалась поступать объективно, не скатываться к умилению, не хлопать в ладоши за факт выхода на сцену, но при этом держать в голове, что перед нами дети, значит, нужно быть нежнее, аккуратнее, выходить за пределы сухих цифр в оценке, чтобы не вспугнуть, не разрушить их желание развиваться в театральном искусстве и дальше.

Со стороны всегда видно, с кем из юных актёров была проведена большая, глубокая работа, а где надеялись, что тема сыграет сама за себя, но не случилось. Конечно, обижаются родители, каждый радеет за своего ребёнка, каждый рад видеть его на сцене и потому рождаются возмущения: «Почему не отметили моего мальчика или девочку?». Мы всегда просим относиться с пониманием к нашем решениям, не судить строго и понимать: отбор в финале крайне серьёзен. Множество факторов должно сойтись, чтобы любой человек, в том числе ребёнок, вышел на сцену, и за ним было интересно наблюдать. К тому же, мы оценивали все аспекты постановок: от музыкального оформления до сценографии. Коллективы оказывались лучшими по самым разнообразным основаниям. Театр – это гармония, где лаконично существует и музыка, и свет, и речь, и движения, и костюмы – всё это должно работать.

- Тяжело ли быть руководителем такого специфического проекта?

- Это был уникальный опыт, который многому научил. Такого со мной ещё не случалось. Мне удалось за короткий промежуток времени посмотреть множество спектаклей. Я много общался с детьми, руководителями, родителями, много объяснял, как и почему мы выставляем баллы. Столкнулся с тем, что многие искренне не понимают, что в рамках конкурса действительно нужно постараться и потрудиться, выложиться, не ожидая, что в похвале будут купаться все. Всем дать первое место нельзя, тогда и наша функция как жюри теряет всякий смысл.

- Поделитесь общим впечатлением о творчестве детских театральных коллективов по области. Вы остались довольны фестивалем?

- Театральное творчество есть в области, есть желание его развивать. «Точка отсчёта» - наш первый подобный опыт, и мы понимаем, что не всё прошло идеально, но мы достойно справились. Например, организовать гала-концерт как настоящий праздник мы не успели, но и не создание шоу было его целью. Хотелось, чтобы дети из разных коллективов имели возможность знакомиться с постановками конкурентов, сравнивать уровни подготовки, анализировать преимущества, выявлять ошибки. Может быть, тогда мы получали бы меньше вопросов о распределении призовых мест.

Любому творческому коллективу нельзя вариться в собственном соку, очень важно набираться опыта у коллег. В этом году желающие могли остаться на спектакли других театров, но большинство пригласительных было разобрано заранее. Это проблема, к сожалению, не только нашего фестиваля, такова тенденция и среди фестивалей профессиональных драматических театров. Хочется, чтобы дети полюбили развитие, обучение и продолжали расти в рамках своего театрального хобби. Актёрское искусство раскрепощает, даёт свободу, уверенность, сплочает в коллективе. Даже если ребята не свяжут с театром свою жизнь, для них это останется полезным опытом.

Воплотить идею в жизнь получилось благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Мария Андреева

Теги: #Курск, #Курская область, #новости Курска, #новости онлайн
Источник: http://kursk-izvestia.ru/

Топ

Лента новостей