29 сентября «Импровизация на тему любви» откроет 59-й сезон в театре юного зрителя «Ровесник». Впервые этот спектакль увидел свет почти 30 лет назад благодаря режиссеру, педагогу Игорю Владимировичу Селиванову. Годы идут, а эта постановка, как и многие другие, до сих пор пользуется популярностью.
В чем же секрет успеха спектаклей-долгожителей, какие премьеры ожидают курян и как стать участником театральной студии, корреспонденту «ГИ» рассказала директор ТЮЗа, заслуженная артистка РФ Татьяна Левчук.
– Репертуар пополняется ежегодно, но почему именно эта пьеса открывает новый сезон? На ваш взгляд, за что зрители так любят этот спектакль?
– Продолжаем бережно хранить спектакли, поставленные основателем театра, имя которого присвоено нашему учреждению. На протяжении всей жизни ТЮЗа в его репертуаре присутствовала классика. Поверьте, не потому, что будем отчислять маленькие проценты. Если пьеса стоящая, нас не остановит сумма, которую придется платить за нее автору. Это наше желание сохранять и передавать из поколения в поколение имена, сделавшие отечественную литературу великой и многогранной.
За что зрители любят спектакль «Импровизация на тему любви»? Возможно за юмор, яркие характеры героев, ситуацию, в которую они так темпераментно погружены, а проблема «яйца выеденного не стоит». Но с какой горячностью, эмоциональностью, доводя себя до бессилия, они все же приходят к хеппи-энду. И это так узнаваемо, знакомо, вызывает улыбку, импонирует зрителю. Спектакль состоит из двух пьес: «Медведь» и «Предложение». Это самые ранние произведения Антона Чехова, когда автор еще подписывался псевдонимом Антоша Чехонте. В театре также играются спектакли по Николаю Гоголю, Николаю Некрасову, Александру Островскому, но открываемся именно Антоном Павловичем.
– Возвращаясь к теме многолетних спектаклей, не собираетесь отказаться от некоторых из них?
– В «Ровеснике» никогда не было случайных пьес. И если нам есть о чем вести диалог со зрителем, конечно же, продолжаем это делать. Артисты иногда отмечают разницу в восприятии залом одних и тех же моментов спектакля. И это способствует не формальному, а живому, сиюминутному общению актеров с залом. И вопрос о снятии, наверное, встанет только тогда, когда постановка не будет вызывать интереса, отклика у курян, или актеры выгорят, перестанут получать удовольствие от игры. Этот вопрос решается не по административным, а по жизненным причинам.
– Изменяется ли восприятие спектакля в зависимости от того, кто играет роль? Другие исполнители привносят что-то свое, раскрывается ли по-новому спектакль?
– Обязательно. Значение имеет все, начиная от внешних, голосовых и психофизических данных. А еще широта мировоззрения и мироотношения, наличие чувства юмора, которому научить нельзя. Режиссер подчас не может взять пьесу, если нет артиста для воплощения задуманного. В театре приходится производить и вводы в идущие спектакли. Это всегда компромисс. И хорошо, когда это происходит удачно, не ломает мысль, построение спектакля, но бывает и так, что он может раскрыться более широко, под другим углом зрения. Без сомнения, задача постановщика – не ухудшить качество, а удержать или даже улучшить его. При необходимости ввода нового актера режиссеру приходится отталкиваться от его индивидуальности. Это сложный процесс, ведь у артиста нет того времени, которое было ранее отведено на постановку. Ему в короткий срок приходится вникать в суть роли, идею режиссера, в отношения с партнерами, осмысление текста, дабы не поломать выстроенный спектакль. Коллегам, в свою очередь, приходится тоже перестраиваться. И когда все пазлы складываются, спектакль живет и, естественно, обновляется.
– Постановки и театр 20-летней давности отличаются от современных? Нынешние реалии диктуют свои условия?
– Актуальность спектаклей и 20, и 30, и 40 лет назад всегда диктовало время и жизненные проблемы. Постановки были направлены на диалог с залом, даже если это классическое произведение. Конечно, меняется все: наша жизнь, театр, зритель. И только ценности, о которых артисты выходят говорить на сцену, остаются теми же: любовь, дружба, честность, преданность, целеустремленность. Все, что сможет человека сделать счастливым в его жизни. Театр не научит – он даст возможность взглянуть со стороны, сделать вывод и, может, что-то переосмыслить для себя. Хотя учимся только на своих ошибках, но, думаю, эмоции, возникшие от увиденного, пережитого во время спектакля, не пройдут даром.
– В 59-м сезоне куряне увидят не только полюбившиеся работы, но и совершенно новые. По какому произведению ставится премьерный спектакль?
– До конца года для семейного просмотра представим «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен. По традиции нас ждут и новогодние приключения. Пьесы отобраны, художники работают, режиссеры и актеры репетируют. Почему выбрали «Пеппи»? Потому что дети всякие важны. А ребята, у которых фантазия бьет ключом, мне кажется, сейчас очень нужны. Взрослым не мешает вспомнить себя в этом возрасте и постараться не лишать чудака чудачества. Дети видят жизнь в цвете, умеют мечтать и украшать нашу жизнь. Если все сложится, то первая премьера состоится в ноябре. Вторая половина 59-го сезона также будет ознаменована новинками.
– Сейчас идет набор в студию «Ровесника». Много ли подано заявок? Как проходит обучение?
– Пока рано подводить итоги, но желающих много. Первые два года даются на освоение элементов актерского мастерства, предусмотрена ежегодная сдача зачетов. Третий год – самостоятельные показы и участие в репетициях и спектаклях театра. Отмечу, что выход в постановках возможен раньше и не только в массовых сценах. Главное – иметь задатки, быть дисциплинированным. Минимальный возрастной порог, чтобы попасть в студию, – 11 лет, а вот дальше ограничений нет.
– В каком возрасте люди чаще всего стремятся попасть на обучение?
– Год на год не приходится. В прошлом наборе было достаточно много взрослых людей, студентов. Прослушивая абитуриентов, ставим цель не набрать определенное число, а выявить наиболее способных к нашему делу. Набираем старшую и младшую группы. Их численность может составлять от 15 до 20 человек.
Для первого тура (1 октября), нужно выучить басню, прозу и стихотворение, для второго (8 октября) подготовить песню и танец. Начинающим артистам необходимо пройти предварительную регистрацию, оставив заявку через официальный сайт theater-rovesnik.ru или электронную почту tuzrovesnik@ yandex.ru, а также позвонив по номеру телефона 58-81-17. Можно получить консультацию и при личном визите в театр.
«Откроется 59-й сезон 29 сентября. Приходите в театр, подарите себе эмоции, переживания, раскрасьте свою жизнь. А в каком качестве? Талантливый зритель зачастую важнее талантливого актера. До встречи в Курском ТЮЗе «Ровесник» имени И.В. Селиванова. Ждем именно вас», – обращаются к зрителям артисты театра
Фото с vk.com/theaterrovesnik.
«В «Ровеснике» никогда не было случайных пьес»
Источник: https://gi-kursk.ru/