В конце 2025 года «Клуб Регионов» по традиции подводил итоги, опубликовав топ-30 наиболее важных внутриполитических событий в жизни страны. Это был совокупный рейтинг мнений более чем 150 политологов, социологов, экономистов и общественников.
В начале 2026 мы решили представить отдельные мнения экспертов о том, чем им запомнился 2025-й.
Иван Мезюхо
, политолог:
1 ЕДГ-2025 и ужесточение борьбы за звание второй партии.
Электоральный период-2025 показал, что ЛДПР – живая партия. Опасения ее развала и внутреннего перезапуска политической силы, которые высказывали некоторые эксперты после ухода Владимира Жириновского, не оправдались. У Леонида Слуцкого, при правильно выстроенной стратегии, есть шанс потеснить КПРФ на думских выборах следующего года. Конкуренция за звание второй партии обостряется.
2 Кейсы Долиной и ей подобных, а также последующее решение Верховного Суда стали
лакмусовой бумажкой обостренного запроса на социальную справедливость. Этот запрос, давно известный внутри системы, стал еще актуальнее в ходе спецоперации и проявляется повсеместно.
Этот случай обнажил не только проблемы в толковании законов, но и вскрыл старую проблему мошенников, атакующих граждан. В этом контексте общий тренд государства на борьбу с телефонным мошенничеством выглядит абсолютно уместным.
3 Массовый приход ветеранов СВО во власть становится всё более заметным. Защита Родины с оружием в руках во все времена была социальным лифтом. Позиция президента по обновлению элит за счет прихода во власть защитников — железобетонный гарант продолжения этого процесса и в 2026 году.
4 Рекламная кампания «МАХ» и события с другими мессенджерами позволяют сделать ключевые выводы. Во-первых, суверенной стране необходим национальный мессенджер, и его появление – жирный плюс для цифровой независимости России. Во-вторых, в ходе кампании были допущены ошибки, настроившие часть общества критически. Хотя новому продукту и без того приходится преодолевать потребительское недоверие. Задача креативной команды на 2026 год – решить эти проблемы.
5Нейросети в политтехнологиях и политике.
Региональные кампании, особенно в столице, показали повсеместное использование ИИ в агитационной работе. Креатива мало. В большей степени мы имеем дело с нейромусором. К кампании-2026 ситуация может несколько измениться.
6 Освобождение Курской области – знаковое событие во внутренней политике страны, сработавшее на общественную мобилизацию граждан России. Оно, безусловно, отразилось на уровне народной легитимности институтов власти.
7 Блокировки и запреты мессенджеров, онлайн-игр и в целом регулирование интернета – процесс, который с одной стороны сопровожден повсеместной критикой, а с другой – стал настолько привычным, что общество научилось проявлять к нему адаптивность. Это не только российский, но и мировой тренд.
8 Дефицит бензина в ряде регионов (рост цен + очереди) стал большим испытанием для региональных властей в деле сохранения политической стабильности на местах. Временные меры, такие как ограничение продаж топлива одному покупателю, введенные, например, в Крыму, показали свою эффективность в кризисный период.
9 Саммит Путина и Трампа в Анкоридже был встречен обществом как ожидание некоторой разрядки с Западом и возвращения к доСВОшной бытовой реальности. Большинство отнеслось к этой встрече с осторожным, умеренным оптимизмом. Космических ожиданий от встречи не было.
10 Усиление антимигрантских настроений и объединений вроде «Русской общины».
В 2025 году государство обратило более пристальное внимание к миграционным проблемам, чем ранее. Это выразилось в законодательных новациях и решениях органов власти по выдаче патентов трудовым мигрантам. Однозначно можно сказать, что правительство не закрывает глаза на проблемы в этой сфере и в 2026 году продолжится тренд на регулирование миграционных процессов.
#эксклюзивно для КР









































