Курский политолог Слатинов подвел итоги «года Хинштейна»

Курский политолог Слатинов подвел итоги «года Хинштейна»

Как рассказал «Курским Новостям» Владимир Слатинов, уходящий год для Курской области стал временем активного переустройства региональной власти, связанного с новым руководителем региона. В политическом смысле 2025 год на Курщине – это «год Хинштейна». Федеральные политтехнологи вручили курскому руководителю титул «Губернатор года», была особо отмечена его избирательная кампания. В то же время, в наступающий 2026 год глава области вступает в ситуации, когда восторги поутихли, в оценках правления стало гораздо больше реализма, а перед властью возникают новые – весьма сложные вызовы.

Победы и успехи. Само назначение Хинштейна было нестандартным решением Кремля. При наличии обширного кадрового резерва, подготовленного в «школе губернаторов», врио главы региона был назначен известный публичный политик, не имевший опыта управления и являющийся для Курска полным «варягом». Неординарность решения была вызвана нарастающими проблемами с переселенцами, приобретающими критический характер, и уже возникшим на тот момент пониманием в Кремле, что действующая власть допустила злоупотребления при строительстве фортификаций. Александр Хинштейн получил антикризисный мандат на стабилизацию ситуации с переселенцами и перетряску местных элит.

Сегодня можно сказать, что с этими задачами он, в целом, справился. Достигнуть абсолютно справедливых решений для всех в ситуации с перемещёнными и другими страдающими от обстрелов жителями региона было нельзя по определению, но ключевые проблемы решаются, напряженность спала, коммуникационные механизмы выстроены, новые федеральные и региональные законы позволяют и далее помогать пострадавшим и адаптировать их к новой реальности.

Оздоровление и «взбадривание» местной «почвы» - процесс более сложный и противоречивый. Понятно, что новая власть сыграла определённую роль в помощи федеральным силовикам по расследованию воровства на строительстве фортификаций. Стартовали судебные процессы, так что фигуранты из сформированного «списка» ответственных за злоупотребления, в который вошли бывшие руководители области, подрядчики и чиновники, так или иначе будут наказаны.

Новому губернатору пришлось разгребать и многочисленные схемы работы власти с аффилированными бизнес-структурами, которые при прошлом руководстве просто опутали регион. Впечатлили Александра Хинштейна масштабы непотизма и кумовства, с которыми начата борьба, правда, как это часто бывает в отечественной практике, с явными перегибами. От наиболее близких к прежнему правлению чиновников новая власть избавилась, заместив значительную часть выбывших «варягами».

Стилистика нового руководителя на стартовом этапе работы вполне «зашла» большинству курян. Он откровенен, открыт, живо реагирует на проблемные ситуации. Его повышенная требовательность к чиновникам и личная активность, близкая к формуле 24/7, тоже нравятся. Субботние и даже воскресные вояжи и мероприятия, устраиваемые главой региона, не слишком вдохновляют вынужденных к ним присоединяться служащих, но не касаются подавляющего большинства курян лично, поэтому встречают одобрение. Особо стоит отметить внимание губернатора к развитию городской среды и общественных пространств, культурной политике. У многих курян это находит живой отклик даже в ситуации продолжающегося военного давления на регион.

Отдельная тема – лоббистский потенциал губернатора Хинштейна. Благодаря нему, удалось сдвинуть решение многих региональных проблем с мертвой точки. Конечно, играет роль и особое «прифронтовое» положение региона, но способность выбивать ресурсы для области сегодня имеет огромное значение.

Вызовы и изъяны. Роль «чистильщика» и «взбадривателя» местных элит имеет обратную сторону – избавляясь от представителей прежнего правления, губернатор ожидаемо, заменяет большинство из них «варягами». К которым, особенно к «самарской группе», он показательно дружелюбен, что не может не вызывать досаду у «местных». Стилистика и риторика нового руководства до сих пор создаёт ощущение, что оно находится во «враждебном окружении», насквозь пропитанном кумовством и коррупцией. Чем дальше – тем больше такая позиция раздражает местную среду. Добавляет негативных эмоций заявленная широкая оптимизация бюджетного сектора и аппарата. Понятно, что власть столкнулась с нарастающими бюджетными проблемами, но резать по живому сферы, скорее испытывающие недостаток, чем переизбыток кадров – не слишком удачное решение. Создаётся ощущение, что стратегия сокращений слабо просчитана, к тому же непонятно – насколько будут материально поощрены те, кто переживёт оптимизационные мероприятия. В мотивационной части новая власть пока делает ставку на давление, разносы и показательные увольнения, что может быть оправданным лишь частично. Понятной мотивационной системы, основано на позитивных стимулах, в аппарате пока не выстроено.

Структурные преобразования и кадровые изменения после губернаторских выборов сделали региональную систему власти более органичной, но она по-прежнему, скорее, представляет собой конгломерат игроков, нежели цельную конструкцию, объединенную общей стратегией. Кадровое переформатирование руководства областного центра после избрания нового главы региональной столицы затягивается.

Вообще, проблема перспективного видения регионального развития для новой власти становится всё более острой. Регион находится сегодня в таком положении, что текущее реагирование на вызовы объективно доминирует. Областная власть немало делает для «разруливания» текущих, в том числе, накопленных предшественниками проблем. Но это не отменяет значимость стратегического взгляда. Особенно это касается экономического развития. Такое ощущение, что руководство региона больше волнует оптимизация бюджетников, нежели перспективные решения в промышленной и аграрной политике. И только в самом конце этого года, в отношении промышленников и аграриев сделаны важные жесты, налаживаются механизмы регулярных коммуникаций.

Принятая ещё со временём Александра Руцкого модель тандема «губернатор – областной премьер» у нынешней власти непонятна с точки зрения разделения базовых ролей. Статус областного премьера так содержательно и не проявился. При наличии очевидного лоббистского потенциала, новой власти не удалось добиться решения о включении всей области в режим свободной экономической зоны. Придание её статуса отдельным районам – явно половинчатая мера, которая не даст системного эффекта.

Наиболее сложным вызовом становятся нарастающие бюджетные ограничения. Напряжённость с бюджетом толкнула областную власть к ожидаемой финансовой консолидации – то есть урезанию доходов городов и районов в пользу региональной казны. Многие проекты и обязательства в 2026 году муниципалы либо свернут, либо будут исполнять «на минималках» - куряне довольно быстро это почувствуют. Произойдет это как раз в год большого электорального цикла – осенью нам предстоит избирать федеральный и региональный парламенты. Несмотря на то, что в условиях СВО действует фактор общественной консолидации, а оппозиция резко уменьшила градус критики, областному руководству и «Единой России» придётся нелегко. Потенциальное завершение спецоперации ещё больше переформатирует повестку и существенно повысит уровень притязаний граждан к качеству работы власти.

Источник: Курские новости

Топ

Лента новостей