Дорогие куряне!
Приглашаем вас на пешую прогулку по историческому центру Курска — она займёт около двух часов. Сегодня мы пройдём по следам великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова — человека, чья музыка стала голосом целой эпохи.
Вы узнаете, где он провёл детство, в каком учебном заведении раскрылся его талант, где прозвучали его первые сочинения.
Свиридов — автор знаменитой сюиты «Время, вперёд!», музыкального оформления повести Пушкина «Метель», грандиозной «Патетической оратории» на стихи Маяковского.
А если после прогулки вы захотите прикоснуться к истокам души классика, — отправляйтесь в небольшой городок Фатеж, в 60 километрах отсюда. Там работает Дом-музей Свиридова, в котором Георгий родился и прожил первые 9 лет.
Готовы? Тогда — в путь…
К вашим услугам карта маршрута и аудиогид — подробный, атмосферный, с музыкой композитора и историческими деталями.
Остановка 1. Памятник Свиридову
Мы находимся у памятника Свиридову в одноименном сквере на улице Ленина.
Он был открыт осенью 2005 года – в честь 90-летия со дня рождения композитора. Авторами памятника являются скульпторы Николай Криволапов и Игорь Минин.
У основания монумента высечены слова Георгия Васильевича – «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». Свиридов задумчиво сидит на скамье, а рядом с ним — муза на высокой белой колонне.
Место для памятника выбрано не случайно. Именно здесь на пересечении улиц Ленина и Золотой находились музыкальная школа и техникум, где Георгий Васильевич с 1929 по 1932 годы получил начальное музыкальное образование.
В 1932 году он переехал в Ленинград. В городе на Неве Свиридов продолжил учёбу в музыкальном техникуме. А с 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции.
Остановка 2. Немецкая кирха
Мы стоим у исторического здания бывшей немецкой кирхи. До революции здание принадлежало евангелическо-лютеранской общине. Здесь звучал настоящий орган — редкость для провинциального города. Даже в 1920-е годы, когда богослужения постепенно сошли на нет, в кирхе продолжали организовывать музыкальные вечера — и Свиридов был среди их завсегдатаев.
Позже в кирхе открылся клуб советских торговых служащих. Здесь репетировал оркестр народных инструментов под управлением Григория Йоффе. И — да, вы уже догадались — в этом оркестре на балалайке играл Георгий Свиридов. По воспоминаниям очевидцев, в ту пору балалайка его привлекала больше, чем рояль.
Сегодня в здании размещается областная прокуратура. Его облик сильно изменился — фасад перестроен, шпиль сняли, внутреннее убранство утрачено… Но стены помнят.
Остановка 3. Флигель Свиридовых на ул. Уфимцева
Перед вами — место, тесно связанное с детством Свиридова.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов юный Юра жил здесь, на Первышевской улице, дом 2 — ныне Уфимцева, 2. Вместе с матерью, отчимом и двумя сестрами он обитал в деревянном флигеле во внутреннем дворе. Это было скромное, но тёплое гнездо, где, несмотря на бытовые трудности, звучала музыка — и где, возможно, впервые пробудился талант будущего автора «Времени, вперёд!»
К сожалению, в годы Великой Отечественной войны флигель сгорел. Но сохранился стоявший рядом кирпичный дом № 2А — тот самый, что вы видите сегодня. Дворик, укрытый от посторонних глаз, всё ещё хранит память о прошлом. Попасть сюда можно — по согласованию с жильцами. И если вам доведётся заглянуть внутрь, на мгновение представьте: вот по двору бежит мальчик с аккордеоном. Это — юный Свиридов.
Остановка 4. Дом Уфимцева на улице Семеновской,13
Перед вами — дом, где музыка вошла в жизнь Георгия Свиридова по-настоящему серьёзно. С 13 лет юный Юра брал уроки фортепиано у Веры Валентиновны Уфимцевой — молодой супруги известного курского изобретателя Анатолия Уфимцева. Именно ей он впервые открылся о своей мечте стать композитором. И Вера Валентиновна не просто поддержала его — стала первым настоящим наставником.
Но этот дом удивлял не только музыкой. Во дворе Анатолий Уфимцев уже тогда строил нечто фантастическое — одну из первых в регионе ветроэлектростанций. Конструкция сохранилась до наших дней — вы можете увидеть её собственными глазами.
Напротив, в деревянном доме с мезонином, работает музей, посвящённый Уфимцеву и его деду — выдающемуся астроному Фёдору Семёнову, в честь которого названа улица.
На фасаде — сразу три мемориальные доски. Одна из них напоминает о визите сюда в 1928 году Максима Горького. И, конечно, возникает мысль: не пора ли добавить четвёртую — в память о юном Свиридове, который здесь впервые почувствовал себя не просто учеником… а будущим творцом.
Остановка 5. Место, где была Флоровская церковь
В раннем детстве Георгий Свиридов жил во дворе дома исполкома — на углу Флоровской и Херсонской улиц. Прямо напротив был величественный храм святого Николая Угодника с изумительным колокольным звоном… но семья Свиридовых туда почти не ходила. Вместо этого — выбирали небольшую, уютную церковь Флора и Лавра. Почему? По воспоминаниям самого композитора — из-за прекрасного хора.
Оба храма были разрушены в середине 1930-х. Камень от них пошёл на строительство цирка — на месте нынешнего главпочтамта. Тот цирк тоже не пережил войну… Но память осталась. На углу улиц Радищева и Марата — мемориальная доска, напоминающая о Фроловской церкви.
Первым проводником в мир веры для Юры стала бабушка. Позже он вспоминал службы с трепетом: чистота храма, аромат ладана и воска, мерное покачивание кадила, высокие своды, лики святых на стенах…
Эти впечатления — глубоко духовные — навсегда остались в его душе… и, без сомнения, отразились в его сочинениях.
Остановка 6. Дом Свиридовых на ул. Радищева
Мы находимся у дома, где с 1924 по 1928 год жила семья Свиридовых.
Это — первые четыре года из тех восьми, что юный Юра провёл в Курске. И главное: дом стоял всего в двух шагах от любимой семьёй церкви Флора и Лавра — той самой, с уютным интерьером и прекрасным хором, куда его водила бабушка.
Здесь, в этом тихом уголке города, звучали первые молитвы, первые напевы, первые шаги к будущей музыке — той, что позже заговорит о России с невероятной глубиной и теплотой.
Остановка 7. Первомайский парк
Перейдя Красную площадь, вы входите в Первомайский парк — место, хорошо знакомое юному Свиридову. В 1920–30-е годы здесь регулярно звучала музыка: открытые концерты были настоящим событием для всего города. Особенно ярко запоминались выступления на сцене Летнего театра. Здесь Свиридов не просто слушал… он впитывал.
Остановка 8. Школа №4 имени Ленина
Перед вами — здание, которое Георгий Свиридов вспоминал с особой теплотой. Сначала он учился в церковно-приходской школе при Троицкой церкви, но вскоре перешёл сюда — в школу № 4 на улице Луначарского, 10. До революции это была мужская классическая гимназия — самое протяжённое здание Курска. Величественное, с колоннами, картинами и скульптурами в коридорах.
Вот как сам Свиридов описывал впечатления: «Великолепная была школа. Великолепные классы… всё, что нужно для развития и хорошего образования». Даже переходы с урока на урок по длинным коридорам доставляли ему радость — здесь он рос не только как ученик, но и как человек искусства.
После войны в здании размещались цеха завода «Электроаппарат», а сегодня оно постепенно превращается в краеведческий музей. Возможно, здесь в будущем разместится Свиридовский центр искусств, учрежденный в 2015 году.
Остановка 9. Свиридовский центр искусств
Сейчас Свиридовский центр искусств размещается здесь, на улице Сонина, 4 — в здании бывшего Дворянского собрания, позже — Рабочего дворца. В 1918 году его главный зал получил имя Маркса и Энгельса… и, скорее всего, именно сюда юный Юра приходил со своей мамой — слушать музыку, впитывать атмосферу большого искусства.
А спустя полвека, в марте 1968 года, Свиридов сам стал инициатором грандиозных концертов в этом зале — с участием хора Юрлова, оркестра Кондрашина и Ведерникова. Об этом напоминает мемориальная доска на втором этаже.
Сегодня в центре можно не только услышать музыку Свиридова в исполнении солистов филармонии — но и увидеть его рояль. Тот самый — «Weinbach», подаренный Союзом московских композиторов. Он стоит в фойе концертного зала, названного в честь маэстро. Еще один его рояль хранится в Фатеже
А ещё здесь проводят экскурсии — включая закулисье: гримёрки, малый и большой залы… Ведь это не просто музей. Это — живое продолжение его творческого дома.








































