Учебный процесс в российских вузах нередко становится ареной столкновений интересов между студентами и преподавателями. Когда внутренние механизмы разрешения споров не приносят результатов, многие студенты принимают решение отстаивать свои права через суд. В 2025 году продолжают оставаться актуальными случаи, когда юристы помогают защитить законные интересы учащихся. Вот пять наиболее показательных дел, демонстрирующих, как студенты добивались справедливости.
1. Заведующая кафедрой против студентки
В Ставропольском крае студентка стоматологического факультета столкнулась с отчислением за неуспешную сдачу экзамена. Она утверждала, что причиной стали предвзятое отношение заведующей кафедрой и неэффективное преподавание. Кроме того, в ходе конфликта всплыли слухи о требованиях денежных вознаграждений со стороны преподавателя.
Несколько отчисленных студентов, находясь в одной лодке, обратились к адвокату, который направил обращения на имя высшего руководства. Преподавательница, недовольная ситуацией, подала иск о защите чести и достоинства, но суд признал её требования необоснованными, отметив, что критика профессиональных качеств защищается свободой слова.
2. Присвоение научной работы
В Оренбурге студентка обратилась в суд, после того как преподаватель, с которым она писала научную статью, указал себя автором, хотя фактически всю работу выполнила сама. Студентка предоставила доказательства своего авторства, включая свидетельские показания. Суд, учтя значимость её вклада, удовлетворил исковые требования.
3. Спор о выставлении оценки за экзамен
Студент юридического факультета в Тюмени был недоволен полученной ему оценкой «хорошо» на государственном экзамене, полагая, что заслуживает «отлично». После подачи апелляции и аннулирования протокола заседания экзаменационной комиссии студенту назначили пересдачу, что он счел незаконным. В результате он обратился в суд, и Верховный Суд потребовал пересмотра оценки. В итоге, несмотря на это, комиссия оставила оценку без изменений.
Смешанное мнение судов подтвердило, что студенты имеют право на защиту своих интересов и оценка не может быть предметом произвольного рассмотрения.






























