«Экспертный клуб». Выпуск №19: Новая структура Правительства Курской области

«Экспертный клуб». Выпуск №19: Новая структура Правительства Курской области

Главным событием этой недели стали изменения в структуре правительства Курской области. Их обсудили с экспертами:

Политолог Александр Немцев

Заместитель председателя Курской областной Думы Константин Комков

Политолог, руководитель Центра управления регионом Григорий Цуканов.

Месяц мы ждали новую структуру правительства Курской области. Было много слухов и домыслов. Сейчас об изменениях можно говорить уже как о свершившемся факте. Александр, в своём Telegram-канале вы назвали структуру «понятной и сбалансированной». Можете объяснить, почему так считаете?

Александр Немцев: Добрый день всем! Честно скажу — я не увидел в этой структуре ничего сверхъестественного. Она вряд ли заняла бы призовое место ни в конкурсе лучших, ни в конкурсе худших правительственных структур. Это нормальная, рабочая и понятная модель.

Все блоки уже апробированы в переходный период, когда ряд должностных лиц временно исполняли обязанности. По сути, плюс-минус всё осталось на своих местах. Министры, которые совмещали посты заместителей председателя правительства, вернулись к статусу министров — что логично. Ничего революционного здесь нет.

Единственное, что действительно порадовало, — это восстановление информационного блока. Это возвращение к старой доброй традиции, которая существовала при губернаторе Михайлове и показала свою эффективность. С учётом новых вызовов и работы молодой команды в этом направлении, потенциал здесь достаточно велик.

Что касается персоналий — всё консервативно. Основной состав сохранился, поменялось руководство лишь в одном-двух министерствах. При этом уходы прошли без скандалов: например, Роберт Григорян из Министерства культуры в ближайшее время займёт высокую должность в системе культуры и, судя по всему, доволен этим переходом.

В целом — всё спокойно и стабильно. И это не случайно: курс на стабильность, взятый в регионе, чётко реализуется. Новая структура — яркая иллюстрация этого курса.

Оптимизация была жизненно необходима. Раньше система была настолько раздута, что, казалось, чуть-чуть — и каждая уборщица или вахтовик окажутся в статусе министра. Многие структуры звучали карикатурно. Теперь всё вернулось в осязаемую, нормальную форму — к реальности, которой она должна быть.

Конечно, есть нюансы. Например, комитет по делам молодёжи с нулевым бюджетом и нулевыми полномочиями — зачем он нужен в Курской области? Логичнее было бы сделать отдел при министерстве образования или внутренней политики. Но федералы требуют, и администрация пошла навстречу. В этом компоненте у меня есть сомнения, но во всём остальном — всё логично.

Ранжирование структур теперь выглядит разумно: крупные сферы — министерства (информации, здравоохранения, образования), чуть поменьше — комитеты (например, по юридическим вопросам или охране культурного наследия), а совсем небольшие направления — управления. Это нормально, правильно и соответствует реальному масштабу задач.

Константин Анатольевич, в структуре появился заместитель губернатора, который отвечает за координацию работы с Курской областной Думой. Можете прокомментировать, как это отразится на дальнейшем взаимодействии двух ветвей власти.

Константин Комков: Первое, что хочется отметить, — на мой взгляд, это символично. Я недавно прикинул: за разные годы наблюдал за формированием различных составов правительства Курской области. И ровно 27 лет назад, примерно в эти дни (плюс-минус три дня), в 1998 году было создано первое правительство региона. Интересно сравнивать подходы разных эпох. Что касается особенностей нынешней структуры — 2025 года — я бы выделил несколько принципиальных моментов.

Во-первых, правительство и его структура во многом синхронизированы с предвыборной программой губернатора. Это чётко прослеживается, в том числе в информационном блоке, о котором говорил Александр Викторович. На мой взгляд, это важное усиление. Речь идёт не только о PR и СМИ, но и о коммуникациях, открытой власти, обратной связи. И наш мощный ЦУР — это отличная площадка для такой работы. Кстати, недавно коллеги из Черноземья презентовали подобный комплекс взаимодействия на федеральном уровне. Это действительно перспективное направление.

Во-вторых, Александр Евсеевич последовательно демонстрирует чёткое взаимодействие с парламентом, с законодательной властью. Особенно показательно, что Евгению Владимировичу Лобову теперь поручена не только координация, но и работа с законодательными инициативами и проектами. Под этим мы понимаем взаимодействие со всей системой представительной власти — а это более 3000 депутатов по Курской области, если точнее, около четырёх тысяч. Такой формат, на мой взгляд, крайне важен.

В-третьих, в структуре отчётливо видны отзвуки губернаторской программы — в частности, акцент на подготовке к 1000-летию Курска. Это, повторюсь, региональная национальная идея. Объединение усилий вокруг неё в рамках одного проектного блока позволит быстро сконцентрировать внимание и ресурсы именно на этом направлении.

Важно и то, что строительные и восстановительные направления — по сути, ключевые инфраструктурные проекты — теперь объединены и чётко ориентированы на результат. Всё это говорит о том, что структура получилась рабочей и эффективной.

Что касается изменений: мы ещё в 2022 году обращали внимание коллег на то, что министерства — это, как правило, либо участники нацпроектов, либо крупные главные распорядители бюджетных средств.

В целом, как эксперты, мы можем констатировать: структура — рабочая и продуманная. Но, как известно, любую структуру реализуют люди. И здесь, с профессиональной точки зрения, потенциал огромен.

Заместитель губернатора по информационке. Это одно из самых обсуждаемых решений в новой структуре. Григорий, вы как человек, который напрямую работает в информационном пространстве, как прокомментируете это решение?

Григориц Цуканов: Я думаю, что это решение абсолютно оправдано. Речь пойдёт не только о кураторстве Министерства информации, но и о формировании полноценного коммуникационного блока как такового.

Мы помним, какие первоочередные задачи поставил Президент перед Александром Евсеевичем, когда тот только пришёл в регион: создать каналы прямой коммуникации с населением и наладить обратную связь. И вот уже почти год в этом направлении ведётся огромная работа.

Она касается, в первую очередь, жителей приграничных территорий, но не ограничивается ими. Постоянное взаимодействие налажено и с жителями других муниципалитетов — о них никто не забывает. Мы видим, сколько выездов совершает Александр Евсеевич, как он реагирует на обратную связь. Например, совсем недавно — выезд в Тимский район: был опубликован пост с обращениями жителей, собрана информация, и вскоре последовали конкретные решения. Это тоже часть масштабной информационной работы, которой будет заниматься новый заместитель председателя правительства.

Безусловно, информационная деятельность в Курской области сегодня имеет беспрецедентный характер. И это связано не только с внутренними задачами, но и с внешним противодействием, с которым мы сталкиваемся ежедневно: огромное количество фейков, провокационных вбросов, попыток разжечь панику. Мы это наблюдали и в ситуации с топливным комплексом в последние недели, и в действиях диверсионных структур противника.

Поэтому роль информационного блока в нашем регионе нельзя недооценивать. Наличие конкретного человека на уровне заместителя председателя правительства, который будет координировать всю эту работу, — действительно важно и необходимо.

Считаю, что Александр Евсеевич уделяет максимальное внимание информационной составляющей — и это объяснимо: он чётко понимает вызовы, стоящие перед регионом, и объём работы, который предстоит выполнить.

Александр, вы вчера транслировали мысль о том, что с появлением зама по информационке мы переходим от отработки антикриса к формированию смыслов.

Александр Немцев: Я вообще считаю — и это не лесть новому губернатору, а объективная оценка — что его личность крайне интересна для Курской области. Ведь всю свою жизнь он посвятил именно смысловой, содержательной работе. Если вспомнить, чем он занимался в Нижнем Новгороде, в Самаре, будучи депутатом Госдумы, — это были глубокие, продуманные, значимые проекты.

И вот в этом контексте новый заместитель губернатора, на мой взгляд, станет своего рода модератором этой деятельности. Потому что информационная работа — это не просто соцсети или телерепортажи. Это, прежде всего, идеологический и смысловой труд. И именно этого, при всём уважении, в Курской области не хватало.

Ведь если задуматься: какова Курская область в 2035 году? А в 2050-м? Конечно, бывают «чёрные лебеди», непредвиденные вызовы, сложные моменты — но у региона должно быть чёткое видение будущего. Я вижу, что нужно запустить пять-шесть крупных региональных проектов. Например, сделать Курск — городом для жизни. Или позиционировать Курскую область как «территорию детства»: ведь сегодня с детьми негде гулять. Александр Хинштейн это увидел и начал создавать парки — причём не просто зелёные зоны, а пространства с беговыми дорожками, зонами отдыха, инфраструктурой.

Но такие инициативы мало просто запустить — их нужно объяснить людям. Власть может предложить что угодно, но если люди не поймут — зачем это им? — они скажут: «А нам это зачем?»

Именно здесь и вступает в игру смысловой информационный блок. Его задача — быть «переходником»: чтобы инициативы власти доходили до людей, а запросы людей — слышала власть. Именно в этом диалоге рождаются настоящие смысловые истории.

Источник: РИА «Курск»

Топ

Лента новостей