За первые девять месяцев 2025 года Сбер помог жителям Черноземья уберечь от мошенников 2,7 миллиарда рублей. Эта сумма могла быть похищена благодаря преступным схемам, однако была предотвращена благодаря комплексной системе антифрод-защиты и бдительности сотрудников банка.
Наибольшая активность мошенников зафиксирована в марте, когда злоумышленники пытались похитить до 390 миллионов рублей.
В основе защиты лежит автоматизированная антифрод-система Сбера, которая оперативно выявляет подозрительные транзакции и автоматически их приостанавливает. Однако, значительная часть угроз связана с методами социальной инженерии, когда злоумышленники манипулируют чувствами людей, внушают страх или, наоборот, стараются вызвать доверие, убеждая клиентов самостоятельно совершать действия.
В таких случаях ключевую роль играют сотрудники офисов Сбера. Прошедшие специальное обучение по распознаванию манипулятивного воздействия, они проводят разъяснительные беседы с клиентами, находящимися под влиянием мошенников. При необходимости к работе подключаются Служба безопасности банка и правоохранительные органы, чтобы вывести человека из-под психологического давления.
Комментируя ситуацию, заместитель председателя Центрально-Черноземного банка Сбербанка Андрей Леонов отметил:
«Важно в кризисный момент, когда человек находится под воздействием мошенников и в уязвимом состоянии, помочь ему прийти в себя, осознать, что им манипулируют и пытаются обмануть. Наши сотрудники в офисах также стараются вникнуть в каждую историю, с пониманием и чуткостью помогают разобраться в каждой ситуации. При этом знания о том, как люди ведут себя под влиянием злоумышленников, в том числе помогут вовремя вмешаться друзьям и родным. Иногда мошенники месяцами держат жертв на крючке или направляют сообщения с просьбой срочно перезвонить по указанному номеру, поэтому важно оставаться бдительными и внимательными по отношению к своим близким».
Для повышения собственной безопасности Сбер рекомендует жителям использовать доступные в приложении СберБанк Онлайн сервисы. Среди них — бесплатные «Определитель номера», помогающий выявить звонки мошенников, и «Сообщить о мошеннике», куда можно внести данные подозрительных номеров телефонов, карт или ссылок на поддельные сайты. Эта информация после проверки поступает в общую базу данных, усиливая защиту всех клиентов банка. Сервис «Сообщить о мошеннике» также позволяет оперативно связаться с банком, если клиент уже сообщил мошенникам конфиденциальные данные банковской карты или код из СМС.
Для комплексной защиты можно воспользоваться «Чек-апом безопасности», включающим базовый набор сервисов: «Определитель номера», «Антивирус» и «Близкие рядом». Всего в приложении СберБанк Онлайн доступно порядка 20 различных сервисов безопасности.
Подробную информацию о современных схемах мошенничества и методах защиты можно найти на портале Сбера по киберграмотности «Кибрарий».