Нефть, технологии, кадры: как готовить инженеров будущего? Итоги панельной дискуссии в Татарстане
Сегодня утром в онлайн формате прилегла участие в Международной конференции «Трудноизвлекаемые запасы нефти – 2025». Это ключевое отраслевое событие, посвященное будущему топливно-энергетического комплекса.
Запасы легкой нефти истощаются, и основным ресурсом будущего становятся трудноизвлекаемые запасы (ТрИЗ). Их добыча требует передовых наукоемких, экологичных технологий, а также подготовленных специалистов!
Вместе с коллегами из Татнефти, Минобрнауки, ректорским сообществом и представителями академической науки обсудили направления подготовки нового поколения инженеров для нефтяной отрасли.
В Высшей школе нефти состоялся конструктивный диалог между наукой, бизнесом и образованием с целью объединения усилий для ответа на глобальные вызовы энергетики через создание инноваций и укрепление международного сотрудничества.
Панельная дискуссия «Нефтяной университет: современные вызовы в подготовке кадров» собрала на одной площадке ключевых игроков отрасли: от топ-менеджеров «Татнефти» до ректоров ведущих вузов России и представителей государственной власти.
Обсуждали самое главное: как в условиях жёсткой конкуренции за таланты и санкционного давления подготовить и воспитать инженера, способного решать задачи технологического суверенитета, направленного не на копирование и использование чужих технологий, а на созидание собственных новаций и из внедрение в национальную экономику.
Ключевые тезисы, которые я выделила:
1. Вызовы начинаются с мотивации. Сегодня недостаточно дать молодежи знания. Нужно воспитывать и мотивировать новое поколение, которое иначе видит модель успеха. Важно показывать реальную значимость труда нефтяника для развития страны, вовлекать в прорывные проекты с первого курса.
2. Синергия «вуз — индустрия» - это прошлое. Сегодня компании активно участвуют в создании цепочки непрерывного образования, начиная с детских садов, заканчивая кампусами мирового уровня и разработкой образовательных программ.
Запрос от отрасли четкий: нужны специалисты на стыке дисциплин — нефтехимии, IT, искусственного интеллекта и экологии.
3. Технологическое лидерство = кадровое лидерство. Без современных инженеров невозможно достичь прорыва в сфере создания отечественного оборудования и новых технологий. Ставка делается на научный инжиниринг и проектный подход.
4. Глобальная конкуренция и экспорт образования. Обсуждали, как российским нефтяным университетам конкурировать с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона и активнее продвигать наши образовательные стандарты за рубежом, в том числе в странах БРИКС+.
Мой главный посыл:
Система подготовки кадров в стране переживает глубинную трансформацию. В настоящее врем завершается формирование Стратегии развития образования- в России создается суверенная национальная модель образования. Наша задач не просто выдать дипломы о высшем образовании, а создать сквозную образовательную траекторию, где студент с самого начала погружен в реальные производственные и научные задачи под руководством грамотного и неравнодушного наставника из реального сектора экономики.
И Республика Татарстан здесь — яркий пример успешного взаимодействия власти, науки и бизнеса. Не зря субъект Федерации традиционно занимает лидирующие позиции в рейтинге научно-технологического развития регионов.
Благодарю организаторов и спикеров за насыщенную дискуссию! Такие площадки — возможность изучить и масштабировать успешные региональные практики синхронизации экосистемы образования и реального сектора экономики для достижения национальных целей развития и обеспечения технологического лидерства России.