Расписка — это документ, который подтверждает передачу денег от одного человека другому. Она защищает обе стороны:
— заёмщика: фиксирует, что он получил деньги;
— кредитора: гарантирует возврат долга, в том числе через суд.
Этот документ имеет юридическую силу с момента, как заёмщик его подписал. После возврата денег кредитор должен указать на нём, что получил всю сумму, и расписаться.
Как правильно составить расписку
— Её всегда пишет тот, кто берёт деньги.
— Лучше — от руки, тогда проще доказать подлинность.
— Единой формы нет, но в документе указывают:
• Ф. И. О., паспортные данные и адреса обеих сторон;
• сумму (цифрами и прописью) и валюту;
• дату и место передачи денег;
• срок возврата, проценты, штрафы (если они предусмотрены);
• подпись заёмщика.
Заверять расписку не обязательно, но нотариальное подтверждение поможет доказать факт сделки, если дело дойдёт до суда.
Оригинал нужно хранить у кредитора. Копию расписки можно сделать, если оригинал документа заверяет нотариус. Он вносит её данные в базу и ставит соответствующую отметку на копии. Если вы не обращались к нотариусу, лучше не делать копии, а иметь оригинал расписки в единственном экземпляре.
Можно пригласить свидетелей: если возникнет спор, их показания будут важны. Это должны быть совершеннолетние люди, не имеющие личной заинтересованности в ваших делах. Например, не стоит звать в свидетели родственников или друзей. В расписке указывают их Ф. И. О., паспортные данные, адрес, они также ставят подписи.