Это история, которую невозможно рассказать. Ведь в нее невозможно поверить. Это история о доблести, силе духа, невероятной выносливости и несомненном подвиге, который совершили сразу 600 бойцов российской армии. Это история о Троянском коне 21-го века. Это история операции «Поток».
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
Словами не передать
Прежде чем начать этот рассказ, я хотел бы извиниться перед каждым участником этой масштабной спецоперации. За то, что совру. За то, что не смогу словами передать и тысячной доли всего, что пришлось пережить бойцам, благодаря которым удалось отбить Суджу и полностью освободить Курскую область от неонацистов киевского режима.
Ноябрь 2024 года. На курской земле идут тяжелые бои за каждый населенный пункт. ВСУ превращают русские поселки в свои укрепрайоны. Освобождение каждого дается немалой кровью. Впереди Суджа. Враг окопался и очень хорошо укрепился. Взять город «в лоб» – значит понести тяжелые потери. Нужна хитрость.
«Подготовка к операции началась 22 ноября 2024 года. Мы выдвинулись в район Суджи. Наткнулись на газовую трубу, – рассказывает Роман, боец добровольческого корпуса «Ветераны». – Тут же столкнулись с определенными сложностями. Многие даже говорили, что ничего не получится. Потому что в трубе был газ и, казалось, сделать это нереально».
Газовая труба глубоко под землей вела почти в самый центр Суджи. Пройти по ней – значит оказаться в тылу врага. Там, где он меньше всего ожидает увидеть российского солдата. Но пройти по этому пути нужно не меньше 15 километров. Как? Поможет русская изобретательность и смекалка.
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
Невыполнимая миссия будет выполнена
«Подготовка началась с окопа. Мы окапывались, делали такой подземный мир, целый город. Сам окоп длиной около ста метров. Блиндажи выкопали по всей длине, накрыли, замаскировали это все. Чтобы нас противник вообще не видел. Чтобы он даже не знал, что там происходит, – продолжает свой рассказ один из «Ветеранов». – Даже были мысли остановить это все. Настолько невыполнимой казалась задача. Приложили смекалку, приложили усилия. Мы же понимали, что это наша земля, мы должны это сделать. Мы обязаны свою землю отстоять. Вот поэтому и прорвались».
Это только кажется, что в задаче нет ничего сложного. Зайти в одном конце трубы, выйти в другом. 15 километров – не такое уж и большое расстояние. Можно пройти часа за три. На деле все оказалось в тысячи раз сложнее.
«Вся подготовка заняла у нас четыре месяца. Мы понимали, что все это время идут интенсивные бои, но ускорить процесс было невозможно. Некоторые вещи просто физически требовали много времени. Для нас главное было – добиться результатов. А не сделать все как можно быстрее, – Роман на секунду останавливается, будто возвращаясь на полгода назад. – После всех подготовительных мероприятий мы начали вырезать трубу. После того как проделали проход, начался подвоз боекомплекта, провизии, всего необходимого, чтобы штурмовики могли выполнить свою задачу. Чтобы по первой команде можно было завозить личный состав и начинать операцию».
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
600 ветеранов
Еще одна задача, которая кажется простой, а на деле – почти невыполнима. Обеспечить боеприпасами и всем необходимым 600 штурмовиков. Продумать каждый шаг, который совершит каждый боец. И сделать этот шаг хоть немного легче.
«Организацию взяли на себя добровольцы из бригады «Ветераны». И подготовили все на высочайшем уровне. И прорезали вентиляционные отсеки. Чтобы воздух туда поступал. Были узлы связи, где можно было по телефону позвонить на командный пункт, – вспоминает начальник разведки штурмовой бригады «Восток» Рамазан Абаев. – Вся инфраструктура была полностью организована. Вплоть до того, что боекомплект ветераны на тележках подвезли к выходу из трубы, чтобы бойцы не тащили его на себе. Так что мы магазины заряжали уже прямо перед тем, как выпрыгнуть из трубы».
А это значит, что были люди, которые прошли этот путь туда и обратно бесчисленное количество раз. Ведь никакой грузовик в трубу не поместится. И все снабжение нужно перевозить малыми партиями.
Когда электросамокаты – во благо
«Мы использовали современные технологии – электросамокаты, электровелосипеды, чтобы доставлять к точке высадки провизию, беприпасы, БПЛА, средства связи, – делится деталями операции доброволец Роман. – Один наш боец на электросамокате доставлял все необходимое за 12 часов. То есть это время на путь туда-обратно. У нас было три моторизованные тележки и около двадцати самокатов. За все время подготовки мы перевезли около шести тонн грузов. В основном это, конечно, боеприпасы».
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
Еще раз. Шесть тонн груза, перевезенного в узкой трубе на электросамокатах. Звучит, как полная бессмыслица. Но это единственный способ сделать так, чтобы штурмовики не несли этот груз на себе перед тяжелым боем. Как рассказывают «Ветераны», они вспомнили весь свой боевой опыт, чтобы применить его в одной операции.
«Это для нас уже не первая такая операция. Похожую мы провели на Авдеевском направлении. Еще одну под Горловкой, – посвящает в историю своего подразделения Роман. – Результаты оказались очень хорошими, и мы решили, почему бы не провернуть еще одну такую операцию. Тем более что по земле нашим ребятам никак не удавалось подойти к Судже. Нужно было что-то с этим делать».
В трубу заходили почти сутки
Четыре месяца подготовки. Проделана просто невероятная работа. И вот час «Икс». Операцию пора начинать. Штурмовики по одному заходят в трубу.
«Почти сутки в трубу только заходили штурмовики. По одному, не спеша, продвигались вперед. На каждого из шестисот человек, которые принимали участие в этой операции, уходило несколько минут, – вспоминает организатор операции «Поток». – Но, опять же, здесь скорость не имела значения. Гораздо важнее был эффект внезапности, которого мы все пытались добиться».
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
Вернемся к деталям. 15 километров трубы. 600 бойцов. Путь, который на поверхности занял бы всего несколько часов, под землей пришлось преодолевать двое суток. Почему так? Диаметр газопровода чуть больше 140 сантиметров. Рост самого высокого штурмовика почти два метра. Для понимания – попробуйте пройти хотя бы от дома до ближайшего магазина, наклонившись в пояснице и на полусогнутых ногах.
«У меня рост 186 сантиметров. Тяжело было с таким ростом продвигаться. Нормальный рост для преодоления этой трубы – это метр семьдесят. Чтобы ноги были прямые, чтобы не уставали так сильно, – рассказывает штурмовик Рамазан Абаев. – Мне, конечно, было значительно сложнее. Нам всем, кто повыше, приходилось полуприсядом передвигаться. Наш связист – Домовой. Парень невысокий, крепкий, выносливый. Ему было попроще передвигаться по трубе. Так как рост ему позволял».
Согнуться и не дышать полной грудью. 36 часов
Еще одно напоминание. После такого марш-броска штурмовикам еще предстоит вести тяжелый бой с врагом. Обессиленным, им еще предстояло побеждать.
«В начале броска мы проходили метров триста, затем делали остановку, минуты три, может пять, не более. Потом дальше шли. Но со временем, когда мы уже начали подходить к центру трубы, на отметку в шесть километров, уже было очень тяжело. Поэтому отдыхать приходилось каждые сто метров. Уже было невозможно идти быстрее, – содрогаясь от воспоминаний, продолжает рассказ Абаев. – Моя группа в трубе продвигалась чуть быстрее, потому что уже не было заторов. Первые уже прошли, заторы закончились, поэтому мы пошли быстрее. Мы совершили марш за 36 часов».
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
Если и это кажется вам не таким уж и тяжелым, попробуйте усложнить задачу. Резко сократить возможность дышать полной грудью. Ведь в трубе до начала операции был природный газ. Он значительно тяжелее воздуха и полностью избавиться от него не удалось.
«Основная сложность в том, что в трубе было много людей. Из-за этого очень мало воздуха. Да, были кислородные баллоны. Ими пользовались, когда совсем уже нечем было дышать. Они очень помогали», – вспоминает штурмовик с позывным Хефнер.
Все еще кажется, что задача по силам любому из вас? Продолжаем усложнять. Температура в трубе лишь ненамного выше нуля, высокая влажность. Лучшие условия для того, чтобы подхватить простуду. И многие штурмовики действительно заболели еще до того, как смогли пробраться к выходу.
«Среди тех, кто первыми пошли, были ребята, кто приболел немного. Но ничего критичного. Мои ребята вышли все в хорошем состоянии, – Рамазан Абаев явно не хочет драматизировать, поэтому скромно приуменьшает. – По итогам операции в нашей бригаде не было сильно больных людей. Все быстро поправились, сейчас выполняют задачи уже на донецком направлении».
Вышли из трубы на седьмые сутки
И вот вся группа из шестисот бойцов собралась в одной точке. Конец маршрута, выход совсем рядом. Но разведка докладывает – выходить еще рано. Нужно ждать команды. Как долго ждать? Не знал никто. Оказалось, даже не день и не два.
«Мы вышли из трубы только на седьмые сутки. Когда получили приказ. Сразу кислород ударил в голову, все закружилось. Ничего, собрали силы в кулак, пошли в наступление, – вспоминает штурмовик из Великого Новгорода с позывным Рыжик. – Когда ты семь суток в темноте и в замкнутом пространстве, выходишь – сразу ощущения другие. Жить хочется. Да, физическое состояние было тяжелое. Но что поделаешь? Это наша Родина. Никто не сделает за нас нашу работу».
«После марш-броска было очень радостно. Все были счастливы, что мы, наконец, выходим из этой трубы. Никто даже не думал о том, что сейчас будет страшно, сейчас будет бой. Все наоборот хотели побыстрее из нее выйти. Увидеть родную землю и, конечно, выполнить задачу», – дополняет рассказ сослуживца Рамазан Абаев.
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
Похожие воспоминания у каждого, кто принимал участие в этой операции. Сейчас они рассказывают об этом, будто все было так давно и почти неправда. Но это не просто история. Это настоящий ад, который пришлось пережить.
«В детстве рядом с нашим поселком строили газопровод. Мы мальчишками бегали по трубам. Даже не догадывались, что этот опыт пригодится, – с улыбкой на лице говорит боец с позывным Кот. – Но тогда рост был поменьше. Сейчас 190 сантиметров. Шел на полусогнутых. Очень было тяжело. Спина устает. Мышцы становятся каменные. Толком не отдохнешь, не встанешь, не расправишься. Есть точки, где можно было встать в полный рост, чтобы спина отошла. Там и прорези были, чтобы подышать воздухом. Собирались там небольшими группами, потому что места мало. Немного отдохнули, подышали и пошли дальше. К тому же еще и сыро было очень. Я простыл. Но это мелочи».
Первыми выходили связисты
Но вот труба позади, позади и долгие дни ожидания. По радиосвязи передают команду: «Начать операцию». Одними из первых выходят связисты. Без их работы вылазка в тыл врага обречена на полный провал. Штурмовые группы должны быть скоординированы между собой. Управлять ими будут из штаба.
«Нам нужно было высыпаться в глубоком тылу врага, где наша архитектура связи не налажена, она просто не работает. И это была главная сложность. Но благодаря умелым действиям наших парней, благодаря слаженности их действий у нас все вышло, – рассказывает боец спецподразделения «Ахмат». – Связь в тылу врага была отличная. Мы посеяли панику в рядах противника. И штабы, и командные пункты начали спешно сниматься и уходить. Тем самым передний край остался без управления».
Укронацисты бежали в панике
У каждой группы была своя задача. 600 человек в тылу врага рассыпались по городу и начали денацификацию. Как рассказывают участники операции, от неожиданности вээсушники даже не смогли оказать серьезного сопротивления.
«Были небольшие очаговые столкновения. Противник сразу же начал отступать, когда понял, что мы в тылу. Когда увидел, как мы выходим из трубы. Полностью вся оборона рассыпалась у неприятеля. Ведь на него давили не только мы, но и те, кто работал на земле с разных направлений, – с гордостью описывает свою работу штурмовик Абаев. – Эта операция не была нацелена на жесткий контакт с противником. Цели и задачи были – внезапное наше появление в тылу врага. Вот это наше появление и дало такой эффект, что противник посыпался, оборона посыпалась. И благодаря этой операции тысячи жизней бойцов были спасены. Мы бы в любом случае забрали Суджу. Вопрос только, как именно. То ли с жертвами большими с обеих сторон, то ли вот такой дерзкой операцией».
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
Все, что происходило в Судже после того, как началась операция, бойцы описывают тремя словами: «Враг в панике бежал». Все, что оставалось неонацистам – отступать, причем далеко, в Сумскую область Украины.
«В рамках этой операции под одну задачу соединили несоединимое. Это регулярные войска Российской Федерации, добровольческие формирования, такие как корпус «Ветераны» и спецназ «Ахмат», – восхищается своими сослуживцами один из участников спецоперации с позывным Бухгалтер. – И все ребята в рамках этой операции действовали только с одной целью – достичь необходимого результата. И слаженность их действий была просто невероятной».
Выставка в память о подвиге
В операции приняли участие добровольцы из корпуса «Ветераны», 11-я бригада ВДВ, 30-й мотострелковый полк, спецназ «Ахмат», десантно-штурмовая бригада «Восток». Бойцы каждого из этих подразделений сегодня – герои тематической выставки в Луганском краеведческом музее. Экспозицию открыли в годовщину полного освобождения Республики от неонацистов.
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
«Для нас сегодня по-настоящему знаковый день, знаковая дата. Ровно три года назад российские войска совместно с Народной милицией ЛНР освободили последний крупный населенный пункт в нашей Республике, который еще контролировался нацистами из ВСУ, – в своей вступительной речи на открытии выставки заявил министр культуры ЛНР Роман Олексин. – Таким образом, мы полностью освободили Луганщину. И сегодня мы открываем выставку, посвященную подвигу русского солдата уже на курской земле. Посвященную, по сути, главной операции, позволившей освободить курскую землю».
На выставке представлены десятки фотографий, артефактов, свидетельств участников этой масштабной спецоперации.
Источник фото: Егор Кильдибеков / donetskmedia.ru
«Все мы знаем, какое значение имело освобождение этого города от укрофашистских захватчиков. Как оно повлияло на полное освобождение территории России от врага, – обратился к собравшимся на выставке глава правительства ЛНР Егор Ковальчук. – Это казалось невероятным».
Эта выставка – лишь начало большого пути, который пройдет эта история. Она появится в школьных учебниках, а следом и в учебниках по венному делу. И в этом нет сомнений. Ведь это история большого подвига русского солдата. История, в которую невозможно поверить, которую нельзя рассказать. Но знать о ней должен каждый.
Егор Кильдибеков, Donetsk Media
Актуальная информация об обстановке на линии фронта 31 июля (обновляется)