Откуда взялись пионеры

Откуда взялись пионеры

Откуда взялись пионерыВ мае вспоминаем две даты из нашей истории. Одну более известную – 19 мая, когда отмечается День пионерии. А другую локальную: 26 мая – день создания в Курске молодежного центра «Монолит».

Сначала были скауты
Зимой 1900 года война потомков голландских поселенцев – буров – и Великобритании была в разгаре. Весь театр боевых действий разворачивался в Южной Африке. Буры решили атаковать одну из военных баз британской империи в городке Мафекинг. Умело руководил обороной генерал Баден-Пауэлл. Из-за нехватки личного состава его подчиненным пришла в голову мысль набрать несколько сотен мальчишек для различных относительно легких военных поручений. Буры обстреливали городок, но все взрослое население и британские солдаты остались на своих позициях и не сдали важный стратегический пункт. Баден-Пауэлл задумался над тем, что если бы мальчишки и даже девчонки были обучены военной дисциплине заранее, то это был весьма ценный ресурс. Опять же вчерашние мальчики превратились бы через несколько лет в юношей, а потом окрепли в умелых мужчин, а они в свою очередь стали бы золотым фондом Британской империи, раскинувшей свои земли по всему миру.
Примерно в эти же годы знаменитый писатель-анималист и критик городской жизни Сетон-Томпсон купил ферму Кэс-Коб в Коннектикуте. Через некоторое время на нее стали прибегать мальчишки из соседней школы, обрывать ветки и портить имущество писателя. Сетон-Томпсон вычислил негодников, и оставалось подать в суд на родителей желторотых вандалов. Но вместо этого, писатель отправился в школу, где учились виновники беспорядка, и предложил парням прийти к нему на обед в выходные. Сетон-Томпсон решил взять под контроль «диких» детей, чтобы научить тому, чему посвятил почти всю жизнь: выживанию в лесу во время экспедиций и умениям, которыми владели когда-то все американские поселенцы, чтобы освоить грандиозные пространства Северной Америки.
Что связывало этих двух джентльменов, пионеров Советского Союза и современные молодежные организации, пришедшие им на смену? Если коротко, то эти мужчины стали основателями детского движения скаутов. Художественные романы с приключенческим зарядом сделали свое дело. Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Александр Дюма, Т. Майн Рид, Жюль Верн, Роберт Стивенсон, Генри Хаггард, Редьярд Киплинг, Луи Буссенар подняли на невиданный уровень популярность героев, решительно действующих в самых отдаленных точках земного шара.
Даже по такому краткому списку понятно, какой расцвет и какую актуальность приобрели истории об отважных моряках, охотниках, пиратах, искателях, ученых, пионерах неизведанных земель и разведчиках. Собственно, и само слово «скаут» – этот прообраз советского пионера, – означало «разведчик». Эти персонажи действовали во многих книгах в конце XIX века. Тем самым была заложена почва для возникновения массового движения. Многие дети и подростки хотели попробовать себя в качестве храбрых скаутов.
Сетон-Томпсон и Баден-Пауэлл вели долгую переписку и обмен идеями о том, как воспитывать подрастающее поколение. Но уже тогда возникли разные взгляды на процесс скаутинга. Сетон-Томпсон был ярым фанатом дикой природы и перенимал опыт (как он его понимал) у индейцев Америки. Отсюда невообразимое количество игр в лесу, на воде, умение прятаться и жить в условиях дикой природы, бережное отношение к ресурсам, разделение на племена со своим вождем (вожатым).
Генерал Баден-Пауэлл был несколько другого мнения о сути скаутской организации. Военная составляющая в его книгах выходит на первый план. У него уже не племена, а отряды с командиром, вожатыми (читай офицерами). Умение выполнять приказы и быть честным со своими друзьями и командирами – одни из главных качеств молодого скаута. Баден-Пауэлл изучал наследие швейцарского педагога Песталоцци, который назвал гармоничное физическое и умственное воспитание основой любого обучения. Кроме физических упражнений, дети должны были усваивать теоретические знания. Это отлично подходило для обучающей программы на свежем воздухе.
В книге генерала «Scouting For Boys» появляется лозунг «Скауты всего мира – братья», изобретается клятва с тремя пунктами, девиз «be prepared» (будь готов), обязательным становится галстук, узел которого должен напоминать скауту о минимум одном добром деле, которое он должен сделать за день. Разрабатывается символ скаутов. Это лилия как напоминание о трех принципах: долг перед Богом, перед Отчизной и перед окружающими. Так возникает приветствие скаутов, состоящее из вытянутой на уровне лица ладонью с тремя пальцами. Обязательны становятся широкополые шляпы, шорты, напоминающие летнюю форму военнослужащих того времени. Если Сетон-Томпсон написал пособие для скаутов под названием «Березовый Свиток лесных индейцев», то Баден-Пауэлл опубликовал книгу, больше напоминающую самоучитель, идеологическую брошюру и воинский устав в одно флаконе.

Всем ребятам пример
Именно идеология, заложенная генералом Баден-Пауэлом, станет самой популярной во всем мире скаутинга. Сам российский император Николай II с любопытством прочитал книжку Бадена-Пауэлла, приказал перевести ее для кадетов и даже пригласил британского генерала в гости.
Уже в 1909 году появились первые русские отряды скаутов. Разумеется, идеи британского генерала, для которого подготовка молодежи к колониальным войнам была важным итогом воспитания, в нашей стране пришлось корректировать. В русском переводе упор сделан на пример отечественных разведчиков, открывавших просторы Российской империи. Люди разных профессий с великим энтузиазмом взялись за создание русских скаутских отрядов. Насколько это полезно, все увидели в Первую мировую, когда скауты развернули активную помощь в тылу. К революционному 1917 году движение в России охватило уже 143 города и более 50 тысяч участников.
После революции бойскауты еще действовали, ко времени окончания Гражданской войны появились первые критические выводы о движении. Возникли Коммунистический союз молодежи и более мелкие организации для школьников. Одной из основ будущей пионерской организации стали отряды юков, то есть, юных коммунистов.
Вопросами образования и воспитания в первые десятилетия советской власти много занималась Надежда Крупская, супруга Владимира Ленина. В своей нашумевшей в то время брошюре «Р.К.С.М. и бойскаутизм» Крупская пишет, что «практика бойскаутизма бросает свет на те методы, которые должны широко применяться в деле воспитания молодежи. Эти методы должны практиковать союзы молодежи, Р.К.С.М., продумав их и применяя их для осуществления целей коммунизма».
Обращение к теме бойскаутов было и движением вперед, и приговором для отечественных скаутов. Крупской, в частности, не нравились бессистемность и отсутствие внятных целей у коммунистических молодежных организаций. Там учат правилам, навыкам, но учат просто потому, что так надо. Если скаут был убежден, что действует в интересах Бога, государя и общества в обычные и кризисные моменты, то у левых организаций России такие мелочи не продумывались – все, так или иначе, нужно было для гипотетического прогресса.
Если раньше, в подпольные времена, большевики работали со студенческими ячейками, то позднее оказалось, что подростки – самая благодатная почва для перевоспитания и взращивания нового человека. Тем более что по итогу Гражданской войны появилось много сирот, которых нужно было удержать от попадания в криминальные банды. Недаром организационные (и литературные) труды великого русского педагога Антона Макаренко относятся именно к этому же времени.
Идея Надежды Крупской была в следующем: разобрать все скаутское движение России по кирпичику и собрать заново в виде истинных большевиков, взяв от старого движения формы работы и методы. Скаутские организации были запрещены и расформированы, хотя некоторые активно помогали советской власти с поиском беспризорников и отрядами «детской милиции».
В эти времена вообще очень ярко видно, как старые наработки и технологии, в том числе и социально-политические, копируются и редактируются большевиками. Список характерных черт скаутов начал переиначиваться на коммунистический манер. В качестве названия выбрали слово «пионер», то есть первопроходец. Это термин, которым описывается движение американских первопроходцев Северной Америки. В свою очередь слово «пионер» или «пионеринг» использовал в своих книгах тот самый Сеттон-Томпсон, американский писатель-анималист. Он взял его из суперпопулярной пенталогии романов Фенимора Купера. Еще в 1823 году вышел его роман «The Pioneers, or The sources of the Susquehanna». Там охотник Натаниэль Бампо первым осваивает пространства Америки и пробивает дорогу цивилизации в самые глухие ее уголки.
Новая пионерская организация обзавелась символом, созданным по образцу трехлепестковой лилии: костер с тремя языками пламени как память о III Интернационале. Алые галстуки символизировали тот факт, что на своих плечах подросток носит часть красного коммунистического знамени, а три угла означают союз партии, старших товарищей из Р.К.С.М. и самих пионеров.
Приветствие скаутов тремя пальцами заменили на всем известный пионерский салют согнутой в локте рукой и ладонью ребром от себя, что должно было показывать приверженность прогрессу единого общества (никакого разделения пальцев, как у скаутов, пальцы прижаты друг к другу), а не личную выгоду. Широкополую шляпу сменили позднее на пилотки, происходящие от головных уборов испанских детей, эвакуированных в СССР во второй половине 1930-х. Пилотка с кисточкой была армейской, распространенной у бойцов республиканской армии Испании. О пионерских значках регулярно упоминала и сама Надежда Константиновна, говоря, что носитель такого значка будет в любое время ассоциировать себя с группой, а окружающие будут ждать от него пионерских поступков, чем мотивируют молодого человека.
19 мая 1922 года завершилась 2-я Всероссийская конференция РКСМ, где представили устав будущей детской коммунистической организации. Она будет самым устойчивым и внушительным движением для подростков в Советском Союзе до конца его дней. Но, как показывает история многих клубов в СССР, альтернативы постоянно возникали по всей стране. К примеру, в 1960-е писатель Владислав Крапивин создал отряд «Каравелла», который, по сути, был параллельной организацией, хотя и числился в пионерии. А еще более ранняя история с созданием движения тимуровцев, вдохновленная повестью Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», только подтверждает тезис, что пионерия не была на 100% монополистом.
Когда СССР начал распадаться, были попытки реанимировать движение в таком виде, в каком оно было до 1917 года. В этом случае главным бенефициаром российского скаутизма выступила Русская православная церковь. Но настолько массовыми, как пионеры, Организация российских юных разведчиков, национальная организация русских скаутов и Федерация следопытов России пока так и не стали.

«Будь как Сталь!»
Для пионерской организации переломным стал X слет пионерии в «Артеке», где организация была трансформирована в СПО-ФДО. Этот союз существует и по сегодняшний день, появились и «представительства» в регионах, в том числе Курской области. Но опять же, возможность создания детских клубов и молодежных объединений различной направленности, их добровольность и независимость привела к тому, что разрозненным организациям требовались площадки для взаимодействия.
Так, для развития клубов как коллективов, первоначально в рамках профильной лагерной смены, а затем и как профильный центр появился 26 мая 1995 года «Объединенный центр «Монолит» (первая смена лагеря центра была проведена с 5 июля по 22 июля 1995-го). Сейчас это Курская региональная общественная организация содействия реализацию потенциала молодежи и развитию системы молодежных клубов «Объединенный центр «Монолит».
Сегодня в мероприятиях организации активно участвуют объединения, названия которых вряд ли без «Монолита» можно было бы поставить в один ряд: например, молодежный клуб «Лидер», театр-студия «Арлекин», центр танцев «Феникс». Основной возраст участников – 12-17 лет. Деятельность организации направлена на развитие как уже существующих клубов, так и возникновение новых.
Для кого-то объединение стало лишь эпизодом молодости, для кого-то – ступенькой карьерной лестницы, а кто-то посвятил клубу не один год. Инструктор центра Алексей Секерин в этом году отмечает юбилей своего знакомства с «Монолитом».
– Когда ты узнал о центре?
– Во время учебы в школе активно был задействован в ученическом самоуправлении и деятельности «Молодой гвардии». Весной 2015-го мы участвовали в спортивно-туристической игре, проводимой «Монолитом» в честь юбилея Победы. Так узнал, что есть такой центр. Так что в этом году у меня тоже юбилей.
С 2022 года при моем активном участии реализована серия молодежных антифашистских форумов «Молодые ветра Победы», «Формула Победы» и «За жизнь», в рамках которых говорили о Великой Отечественной войне и специальной военной операции через ценности поколений, проводили интенсивы по информационно-психологической безопасности, а в рамках игр строили образ настоящего и будущего нашей страны.
– Можно ли сказать, что «Монолит» стал заменой пионерской организации?
– Я бы ответил: продолжил лучшие традиции. «Монолит» проводит летние профильные смены, является сегодня организацией, воспитывающей управленческую элиту, – молодежь с государственным мышлением, однако, что раньше, что сейчас объединяет непохожие друг на друга клубы.
В этом – главное из отличий от советской пионерии, для которой была характерна строгая управленческая вертикаль.
– Как ты для себя определяешь главную идею центра?
– Воспитание гражданина, осознающего свою ответственность за настоящее и будущее своей страны и предпринимающего шаги для достижения поставленных целей, посредством развития системы сотрудничества молодежных клубов в России и за ее пределами, а также изучения и развития психолого-педагогических компетенций наставников.
– Одним из самых ярких воспоминаний десятков тысяч участников «Монолита» всегда были форумы и фестивали центра. Что в них такого особенного?
– Мне кажется, причин этому несколько: насыщенная программа, посвященная определенной тематике, заинтересованность участников и организаторов, применение новых форм и форматов мероприятий. При этом как организатор многих форумов, проводимых центром в последние годы, отмечу, что несмотря на короткие сроки их проведения (3-4 рабочих дня), они являются реперными точками, объединенными не только тематически, но и межфорумными активностями.
– Что сейчас дает ребенку центр?
– Дает возможность для самореализации, развития творческих способностей, общения и совместной деятельности с единомышленниками в рамках системы клубов. Все зависит от тематики молодежных клубов и объединений.
– Есть ли у «Монолита» свой девиз?
– «Будь как Сталь!». Имеется в виду Сталь Шмаков. Сталь Анатольевич – советский педагог, теоретик и практик коллективной деятельности молодежи. Сегодня активно внедряют механизмы игрофикации в различные сферы деятельности, а он как раз разработал и научно обосновал применение ролевых игр для моделирования действительности.
Стоит отметить, что в рамках форумов «Монолита» и теперь используются ситуационные игры как для сохранения памяти об исторических событиях, так и для поиска ответов, стоящих перед молодежью Курской области сегодня.

Фото из личного архива Алексея Секерина и предоставлены центром «Монолит».

Источник: Городские известия

Топ

Лента новостей