Роман Алехин: «Война пришла рядом — а говорить с детьми нас никто не учит»

Роман Алехин: «Война пришла рядом — а говорить с детьми нас никто не учит»

После атаки беспилотника на Зеленоград, где сегодня прозвучали взрывы и были зафиксированы повреждения, остаётся без ответа один важный вопрос: как говорить об этом с детьми? Об этом размышляет социальный технолог Роман Алехин.

«Власти в регионах, как водится, выбрали проверенный путь: делаем вид, что ничего не происходит», — отмечает он. — «Сегодня в Зеленоград прилетел БПЛА. Были взрывы. Дети испугались. А взрослым — как будто нельзя даже спросить: а как теперь разговаривать с ребёнком?»

По словам Алехина, официальные структуры на местах безмолвствуют: методических материалов нет, школы растеряны, а министерства будто бы не осознают, что война — это не только геополитика, но и травма, приходящая в каждый дом.

«Если не объяснить, что происходит, — ребёнок придумает своё. А фантазия у страха — всегда хуже реальности», — подчеркивает он.

Алехин предлагает свой подход, опираясь на этапы развития мышления ребёнка. Его рекомендации выстроены по возрастам:

До 6–7 лет — образное объяснение, спокойствие и телесная поддержка:

«В небе бывают вредные жуки. Наши защитники ловят их, чтобы никто не испугался. Всё под контролем».

7–11 лет — честность и алгоритмы действий:

«Это была опасная штука — беспилотник. У нас есть армия, ПВО, защитники. Они её сбили. Если тревога — ложись подальше от окон. Всё будет хорошо».

Подростки 12+ — уважение и открытый разговор:

«Да, это война. Только она не как в учебниках. Это гибридная форма — давление, атаки, дроны. Но наша задача — не паниковать, не кричать, не ломаться. Спокойно понимать, что происходит. И быть сильнее».

Он подчеркивает: «Не бывает “слишком маленьких” детей для таких разговоров. Бывает — неправильный язык».

Алехин напоминает, что мышление ребёнка развивается ступенчато — от образов и действий до абстрактных смыслов, и поэтому каждое объяснение должно быть выстроено с учётом возрастных особенностей.

«Если говорить с ребёнком как со взрослым — он испугается. Если говорить с подростком как с малышом — он возненавидит. А если не говорить вовсе — страх заполняет всё», — пишет он.

В завершение Алехин предлагает конкретную помощь:

«Если потребуется — подготовлю текст для учителя, сделаю карточку в родительский чат, объясню, что делать при тревоге, если вы дома с ребёнком. Потому что война — это не только фронт. Это ещё и честный разговор».

Курская Telega / Прислать новость

Автор: Роман Алехин

Топ

Лента новостей