Боевое братство Российской армии и армии КНДР окрепло в зоне специальной военной операции
Сообщение о том, что в освобождении Курской области принимали участие бойцы Корейской народной армии (КНА), никого особо не удивило. Хотя прежде официальных заявлений на этот счёт не было, только полунамёки в стиле «если западные спутники что-то показывают, то они, видимо, что-то показывают»... После официального подтверждения руководством Российской Федерации и КНДР участия северокорейских военных в специальной военной операции появилось основание говорить о причинах, по которым это стало возможным, и о вероятных перспективах такого боевого сотрудничества.
Две стороны одной медали
Первым об участии военнослужащих КНДР в СВО в докладе Владимиру Путину заявил начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов: «Отдельно хочу отметить участие в освобождении приграничных районов Курской области военнослужащих Корейской Народно-Демократической Республики, которые в соответствии с Договором о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между нашими странами оказали значительную помощь в разгроме вклинившейся группировки и показали высокий профессионализм».
На следующий день Центральный Военный Комитет Трудовой партии Кореи выступил с аналогичным заявлением: «Подразделения наших вооружённых сил, которые по приказу главы государства КНДР были задействованы в операции по освобождению районов Курской области, в полной мере продемонстрировали высокий боевой дух и военную хватку, проявили массовый героизм, несравненную доблесть и самоотверженность и тем самым внесли весомый вклад в уничтожение неонацистских сил Украины и освобождение территории РФ».

Заявление Пхеньяна было очень подробным, поэтому есть смысл отметить несколько принципиальных тезисов:
- Победа «положила конец девятимесячной оккупации районов Курской области вооружёнными силами Украины и преградила авантюрные военно-политические попытки сил Запада и украинских властей сорвать специальную военную операцию России». Само вторжение, отмечалось в заявлении, было воспринято Пхеньяном как «угроза совместному делу КНДР и РФ для осуществления международной справедливости и защиты мира во всем мире против насилия и своеволия империализма».
- Товарищ Ким Чен Ын счёл, что «создавшаяся обстановка войны соответствует приведению в действие Статьи 4 Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между КНДР и РФ». Участие КНА в кампании было названо «священной миссией для монолитного укрепления традиционной дружбы и солидарности между двумя странами - КНДР и РФ, гарантирования развития и процветания обеих стран и защиты чести КНДР».
- «Военная деятельность вооружённых сил Республики на территории РФ всецело отвечает всем статьям и духу Устава ООН и других международных прав, а также договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между КНДР и РФ». Особо было отмечено, бойцы КНА «защищали территорию России, защищали как собственную».
Именно так - «как собственную». Из чего можно сделать вывод, что в лице Пхеньяна Москва приобрела союзника, готового положить жизнь за общие интересы. Прежде у России таких боевых партнёров не было, даже в ОДКБ. Москва, естественно, ответила взаимностью.
«Российский народ никогда не забудет подвига корейских бойцов спецназа, - оставил запись на сайте Кремля президент Владимир Путин. - Мы всегда будем чтить корейских героев, отдавших жизни за Россию, за нашу общую свободу, наравне с российскими братьями по оружию... Уверены, что отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества между нашими странами, закалённые на поле боя, будут и далее успешно и динамично развиваться по всем направлениям».

Не промолчал и Запад. «США обеспокоены участием военных КНДР в конфликте на Украине», - заявила глава пресс-службы Госдепартамента США Тэмми Брюс. И добавила, что третьи страны, в том числе КНДР, якобы способствуют продолжению конфликта между Россией и Украиной и несут за это ответственность. А ещё - что развёртывание северокорейских сил якобы прямо нарушает Устав ООН и резолюции СБ ООН, запрещающие военное сотрудничество с Северной Кореей. Тут же подключился и Сеул, который пригрозил решительными мерами, если «военный сговор» Северной Кореи и России продолжится.
Такое впечатление, будто это Южной Корее решать, с кем Москве и Пхеньяну водить дружбу и с кем сотрудничать.
Строго по букве Договора
На всякий случай напомним, что Статья 4 Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве РФ и КНДР гласит:
«В случае если одна из Сторон подвергнется вооружённому нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в её распоряжении средствами в соответствии со статьёй 51 Устава ООН и согласно законодательству Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики».
Если разбираться совсем уж буквально, то в договоре действительно есть указание на то, что Статья 4 начинает действовать в условиях войны, тогда как у СВО другой правовой статус, и Россия Украине войну не объявляла. Вот только вторжение ВСУ в Курскую область создало казус, при котором Москва получила полное право принять военную помощь Пхеньяна, поскольку её территория подверглась нападению. Фактически киевский режим, расширивший географию конфликта, сам создал прецедент, у которого есть чёткая правовая основа.

Читаем Статью 8: «Стороны создают механизмы по проведению совместных мероприятий в целях укрепления обороноспособности в интересах предотвращения войны и обеспечения регионального и международного мира и безопасности».
Но это большая политика. А были ли у КНДР другие, кроме двусторонних обязательств, мотивы помогать Российской армии освобождать Курскую область? Как говорится, не без этого. Дело в том, что Корейская народная армия (КНА) не имеет опыта современной войны. Причина материальная, из-за чего «северяне» не в состоянии проводить комплексные учения родов войск с такой же частотой и размахом, как «южане». В то время как Республика Корея и США ежемесячно устраивают дорогостоящие учения, не слишком богатая Северная Корея может позволить себе разве что ограниченные по формату манёвры. И это проблема, поскольку потенциальный противник у Пхеньяна всегда под боком. И это сильный противник, в подготовку которого Вашингтон вложил немалые средства.
Как известно, у Ким Чен Ына военно-инженерное образование, поэтому северокорейский лидер отлично понимает, к какой войне следует готовиться. Вот почему после подписания Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве эксперты прогнозировали, что на приграничных с Россией территориях пройдут совместные учения, что северокорейские солдаты пройдут подготовку по российским боевым уставам и наставлениям, а офицеры - соответствующую командирскую подготовку. В таком контексте специальную военную операцию можно рассматривать как уникальную возможность проверить теорию практикой.
И хотя пропаганда Запада очень старалась представить бойцов КНА «ордой пушечного мяса», этот номер не прошёл. Северокорейские солдаты сражались мужественно и умело и внесли заметный вклад в разгром частей и соединений ВСУ в Курской области. Естественно, получив бесценный боевой опыт.
Даже по данным южнокорейской разведки, в специальной военной операции на Украине принимали участие не более 13 тысяч северокорейских солдат. И никто их в бой без подготовки не бросал, как утверждают на Западе. Сначала была организована подготовка на полигонах, изучение современной тактики боевых действий, включая использование БПЛА, изучались новые версии боевых уставов, исправленные и дополненные в боевых условиях.
Затем бойцам КНА был выделен свой сектор на линии боевого соприкосновения в Курской области, где они действовали самостоятельно, причём действовали грамотно и результативно. За что Россия благодарна КНДР. И не просто благодарна, а, как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Россия готова в случае необходимости в полной мере оказать военную помощь КНДР. И уточнил, что соответствующие положения закреплены в Договоре между Россией и Северной Кореей.
Всему своё время
Почему же присутствие КНА на российской территории до завершения операции по освобождению Курской области не афишировалось? Это объясняется как военной целесообразностью и требованиями секретности, так и необходимостью не давать лишний повод пропаганде противника, который начал разыгрывать северокорейскую карту ещё с октября 2024 года. Естественно, в своих интересах. В результате практически все новости о северокорейских военных, появившиеся в публичном пространстве, оказались фальшивыми - будь то видео, на деле снятое во время российско-лаосских учений и не имеющее никакого отношения к событиям в Курской области, или инструкции на корейском языке, но в южнокорейской орфографии, якобы найденные у взятых в плен северокорейцев. Причём продвигали эти фейки как ТГ-каналы, связанные с украинскими спецслужбами, так и некоторые не совсем адекватные блогеры, соревнующиеся за лайки.
Похожая история происходила и с северокорейскими поставками оружия и техники. Помните тот момент, когда солидные американские журналы рассказывали про миллион снарядов, которые КНДР якобы отправила тактической группе «Вагнер» - как раз тогда, когда её руководитель активно рассуждал о снарядном голоде? Кстати, именно эти «данные» стали поводом для дополнительных санкций против России. Пошли в дело и тела погибших.

Практически всех бойцов азиатской внешности, сложивших головы на поле брани, киевские пропагандисты выдавали за северокорейцев, даже если при них были документы тувинцев или якутов. Сказать, что пропаганда - дело грязное, значит, ничего не сказать. Но в данном случае есть один существенный нюанс. Бойцы Корейской народной армии воевали настолько самоотверженно, что в каждом солдате с характерными чертами лица вэсэушники видели бойца Ким Чен Ына.
И ещё. На стороне ВСУ уже давно подпольно воюет целый западноевропейский и трансатлантический интернационал, в том числе и кадровые военные из США, Польши, Франции, Испании и так далее по списку. Полным-полно различных частных военных компаний и просто профессиональных головорезов, приехавших на Украину будто на сафари и вообще подзаработать. На российской стороне тоже воюют добровольцы, в том числе из стран, которые официально поддерживают киевский режим. Но только Пхеньян набрался политического мужества заявить открыто, на чьей он стороне.
Такая позиция дорогого стоит.