Сегодня мы расскажем о двух прекрасных девушках, которые самоотверженно отдают себя ради помощи другим. Долгое время они, несмотря на обстоятельства, вкладывают все силы без остатка, чтобы переселенцы и военнослужащие получали необходимое. Сейчас они работают на межрегиональном волонтёрском складе «Вместе».
Впервые они согласились пообщаться с журналистами, чтобы поведать людям свою историю, а поделиться, действительно, было чем. Давайте же познакомимся с ними поближе.
Екатерина и Антонина родом из Донецкой Народной Республики. Познакомились они в далёком 2002 году, когда Екатерина начала встречаться с братом Антонины, а немного позже стала его законной супругой.
В годы детства потребности в волонтёрстве таких масштабов, как сейчас, не было, но родные дончанок всегда показывали им пример благодетели и помощи ближнему.
«Когда я росла, волонтерства у нас особо не было. При этом, бабушка и дедушка жили в деревне и помогали людям, которые не имели достатка. Соседям давали бесплатно молоко, творог, картошку, мёд или ещё что-то. За это ничего не просили», - рассказывает Антонина.
Именно собственный пример, а не «морали» помогли понять, что за доброе дело не нужно ждать какой-либо награды, надо делать это безвозмездно и от души.
Первой уехать из родного города решила Антонина. Ещё до переезда она стала опасаться за собственную жизнь, уговаривала родных, так как обстановка со временем только накалялась:
«В 2014 году наши лучшие друзья, с кем мы очень тесно общались на момент всего происходящего, решили переехать. У них ребёнку было 8 месяцев, они беспокоились за его и свои жизни. Очень много людей тогда из России абсолютно бесплатно откликались на помощь. Подруга написала в группе, рассказала о ситуации и о том, что средств на выезд у них нет, как и родственников в России».
Тогда на просьбу откликнулся наш земляк Сергей. Он предложил семье разместиться в половине своего дома и оплатил билеты в столицу Соловьиного края. Позже он также принял Антонину с её молодым человеком и их другом.
«Мы не хотели ехать туда, где у нас вообще никого нет, поэтому созвонились с друзьями, они поговорили с этим Сергеем. Он был не против, сказал, ребята могут приехать. Мы, получается, выезжали оттуда через территорию Украины, через Харьковскую область, прибыли сюда на поезде. Нас вот этот Сергей посреди ночи встретил на ЖД вокзале, до дома довез. Мы у них прожили, наверное, порядка 5-6 дней, пока не сняли квартиру», - делится девушка.
Сама адаптация в новой стране была довольно таки сложной – требовалось оформить огромное количество документов, найти работу и обустроить быт. Антонина приехала в Курск с минимальным набором вещей, а на съемном жилье не было даже подушек. Первое время они скручивали пледы и клали в наволочки:
«Вот в тот момент ты понимаешь свое ничтожное положение. Когда ты приехал в Россию с 20 тысячами рублями на двоих, снял квартиру за 15, отдав за первый и последний месяц, потому что тебе не верят. В квартире как бы мебель есть, но нет постельного, подушек, одеял, еды, гигиенических средств. Мы выехали с маленькой сумкой спортивных вещей, одна на двоих. У меня там было из самого теплого, то, что можно надеть осенью, это кожаная курточка с мехом и кроссовки. Все».
При наличии образования, дипломов, опыта трудоустраиваться приходилось далеко не по своей специальности. Муж девушки был грузчиком, она же какое-то время вообще не могла найти работу:
«Чаще всего отказывали. Отказывали из-за того, что нет паспорта Российской Федерации. А наличие диплома там какого-то, ну, а что ваш диплом? Он же не здесь выданный, мы проверить не можем. Я полдня сижу, обзваниваю газету, не могу найти ни одну вакансию, где бы мне хотя бы предложили прийти на собеседование. Как только я говорю о том, что я из Донецкой области, о том, что у меня временное убежище, они говорят, что мы беженцев не берем. Некоторые говорили, валите обратно, что вы тут понаехали».
В один из дней найти работу всё же удалось. Директор Оксана спокойно пригласила девушку на собеседование, пообщалась и предложила трудоустройство. Такое отношение даже немного удивило Антонину, она несколько раз уточняла, что из Донецка, но у главы организации проблем с этим не было:
«Я пришла на собеседование, она спокойно отнеслась к тому, что у меня диплом, трудовая на украинском. Сказала, мне нужно поговорить с бухгалтером, как вас оформить. Я спросила, ну, а вы возьмете меня на работу? Она такая, ну, стажируйся, если все нормально, то да. Говорит, а что, ты не человек?».
После этого ей также посчастливилось познакомиться с хорошими людьми. Например, одна из курянок привезла им гуманитарную помощь, о которой они даже не просили. Девушка предложила в группе, где беженцам передавали необходимое, постельный комплект. Антонина списалась с ней ВКонтакте и они договорились встретиться вечером:
«Вот она к нам приехала на пятнашке, зовут её Анастасия, мы по сей день общаемся. Она когда приехала, говорит, спускайтесь, а лучше с мужем. Я поняла, что что-то не то. Так вот она открывает багажник, а там лежит одеяло, две подушки, плед, наверное, килограмм пять макарон, вот эта здоровая запайка круп. В общем, она нам закупила стол на две недели. У меня муж говорил, да блин, это неудобно как-то. Мы стояли, долго мялись, не брать. Ты просто привык всю жизнь работать, жить в своей квартире, иметь свой доход».
К слову, курянка до сих пор помогает людям. Через Антонину она передаёт беженцам кастрюли, одежду и другие необходимые вещи.
Екатерина покинула родной город чуть позже. Тогда выехать с двумя детьми и мужем у неё не получилось, так как её паспорт был просрочен. Всё это время, вплоть до 2023 года, она находилась в Донецкой Народной Республике. Истории, которыми она с нами поделилась, просто ужасают:
«Был период, проживали в подвале, потому что очень было много прилетов. Городок у нас маленький. На стадион прилетало, церковь у нас тоже разбомбили. Женщина погибла, которая работала там в церковной лавке. На детской площадке прилеты были, дети погибали. У одного ребенка был осколок в спине, его затащили в подвал и в дальнейшем он просто истек кровью из-за того, что скорая не ездила во время прилётов. Тяжело осознавать, что вот это происходит вокруг тебя, мне хотелось на тот момент просто сбежать».
Машины с людьми просто расстреливали, мужчин забирали, а женщины, в том числе беременные, пропадали. Девушка рассказала, что у них также без вести пропал батюшка, который вывозил земляков через Саур-Могилу, ближайшую границу с городом. Позже нашёлся сгоревший автомобиль и свидетели, подтвердившие, что он действительно погиб.
В 2022 году Екатерина решила перевезти в Курск детей. Старший мальчик заканчивал школу и собирался поступать в техникум, но формат обучения в образовательных учреждениях её не устраивал – ребята проходили программу удалённо, почти не взаимодействуя с преподавателями. Через год Екатерина с мужем сами переехали в столицу Соловьиного края.
Получилось так, что соседи Антонины съехали, она договорилась с хозяйкой жилища и стала приводить квартиру в порядок. Тогда ей подвернулась работа, поэтому ремонтом приходилось заниматься по вечерам.
Конечно, Курск отличается от родного города. Несмотря на обстоятельства, приятные воспоминания навсегда останутся в памяти.
«У нас поменьше городок, и все друг друга знают. Ты знаешь, все вот эти окрестности, где можно побыть наедине, чтобы тебя никто нигде не нашел. Мы праздновали День Шахтера. Там это ну, наверное, даже праздник больше, чем Новый год. Его ждет весь город. Обязательно приезжает какой-то концерт, собирают сцену, детки с разных школ делают представления. Приезжают какие-нибудь лунопарки переездные. Ты можешь в 5 утра выйти в город, а там уже сладкая вата, суета, шарики», - отмечает Екатерина.
В прошлом году у Антонины, которая не посещала родные места уже около 10 лет, получилось приехать. Бабушка её мужа очень хотела повидаться, а они решили её порадовать. Сложилось так, что именно 6 августа, когда враг вторгся в наш регион, она оказалась в Донецкой Народной Республике:
«Я помню, мы сидим, вот этот выпуск новостей «Россия-24», показывают Курск. И ты думаешь, 10 лет назад я сидела в Курске и также смотрела свой родной город по телевизору».
Увидеть дома и улицы, где провёл долгие годы – не просто сложно. Картинка счастливой жизни, оставшаяся в памяти, разрушалась с каждой минутой:
«Ты едешь по городу, а он чужой. Ты вроде бы видишь этих же людей, эти же магазины, эти же больницы, школу, где ты учился, а у тебя вот это отторжение. Я думаю, на эмоциональном уровне, на психологическом, ты все равно хочешь сохранить картинку, но сделать этого не получится. Сложно видеть разбитые дома, которые в городе. Ты знаешь, кто здесь жил, что происходило, где погибли дети на площадках. Я посмотрела, и мы вечером с мужем сидели. Я говорю, слушай, знаешь, вот эта поездка – вывод. Я сюда не вернусь».
В это время у Антонины разрывался телефон. Она уже плотно занималась помощью и давала контакты людей, ПВРов, общалась с волонтёром, которая сейчас также работает на межрегиональном складе «Вместе». С 15 августа она с Екатериной стала приходить сюда буквально ежедневно. Работы, действительно, хватало, ведь первые месяцы наплыв переселенцев был просто колоссальный:
«Мы приехали на моей машине с Курчатова с полным багажником детского питания и не смогли запарковаться возле склада. Пришли, здесь суета, много девчонок, на складе такой хаос происходил. В силу нехватки рук вещи не успевали разбирать. Просто тут разбираешь одно, привозят еще».
Со временем добровольцы смогли навести порядок – сделали отделы и отсортировали вещи, однако времени на складе от этого они проводить меньше не стали. Волонтёрская работа – поистине сложная, так как требует огромное количество усилий:
«Мы вчера приехали утром, уехали отсюда в час дня. В 12 ночи вернулись, а освободились только в 3:20 и в 9 утра сегодня мы уже были здесь. Дни выдачи мы стараемся вообще не пропускать. Мы готовим эти наборы, убираем на складе, раскладываем по позициям, составляем списки, чего не хватает, что нужно докупить. В любом случае мы очень много времени отдаем складу. Я домой хожу только ночевать».
Антонина признаётся, что в каждом из переселенцев она видит себя. Когда-то ей тоже помогли с работой, квартирой, гуманитаркой. Никто не поймёт их лучше, чем девушки, пережившие всё это:
«Ты знаешь, что такое остаться без дома. Ты просто в этих людях видишь себя. Да и понимаешь их состояние, насколько им тяжело. Сегодня ты живешь в квартире, имея все, а завтра всё может измениться. Ты будешь вынужден куда-нибудь уехать, и будешь как брошенный котенок. Ты просто понимаешь этих людей и всячески помогаешь, чем можешь. Были бы у меня, наверное, горы золотые, я бы отдала людям и купила им то, в чем они нуждаются».
В любом случае жители приграничья в эти моменты понимают, что они не одни. Особенно, когда такие люди полностью отдаются работе, пытаются помочь каждому и не проходят мимо чужой беды. В нелегком деле их поддерживают самые близкие – семья. Муж Антонины также проводит время на складе, разгружает, приходит на выручку, когда требуется физическая сила:
«Ты знаешь, что тебя никто не осудит дома. У меня семья это воспринимает, как работу. Затяжную, бывает допоздна, бывает 24 на 7. Спасибо мужу, что он всеми руками за то, чем я занимаюсь. Он меня поддерживает всячески, как только может».
Супруг Екатерины также её поддерживает. Последний отпуск он провёл вместе с девушкой на складе – от зари до зари прикручивал стеллажи с другими ребятами. С понимаем к любимому делу относятся и дети. Младшая всегда ждёт маму с новыми историями. Девочка даже просится помогать в волонтёрской работе:
«Я ей поставила условия - сначала закончить учебный год. Ну, а дома они всячески мне помогают. Прихожу, а там пожаренная картошка или яйца, то есть я могу сесть вот так, лапки сложить, они меня покормят, выслушают. Если вечером, то мы спокойно можем в настольные игры поиграть. Дочка еще с бабушкой ходит гулять, на выходных они нормально развлекаются. Они никак не осуждают, что мама где-то пропадает».
В преддверии Нового года межрегиональный склад «Вместе» устраивал «Ёлку желаний» для семей из приграничных районов. Тогда дети Екатерины согласились помочь – они в ростовых костюмах развлекали маленьких ребят, подарив им частичку праздничного волшебства.
Девушки продолжают свою волонтёрскую работу, самоотверженно отдавая все силы на благо других. Они делают это не за награду, медали и другие почести, а просто, чтобы помочь другим. Бойцам и переселенцам Антонина с Екатериной желают мирного неба над головой, выдержки и долгожданной Победы.
Татьяна Чаплыгина