Освобожденные населенные пункты Курской области начали разминировать саперы. Работа предстоит масштабная. Смертельные ловушки враг оставил буквально на каждом шагу в домах, на дорогах, детских площадках. Последние формирования ВСУ выбили из приграничья в субботу. 263 дня шли бои за Курскую землю. С завершением операции командующего группировкой и командиров наиболее отличившихся подразделений поздравил президент.
Сплошное разминирование освобожденных районов Курской области сейчас ведут больше тысячи саперов. Инженерные подразделения планомерно проверяют каждый дом, улицу, дорогу, поле. По данным Генштаба, от мин очищены 19 населенных пунктов.
Позывной Мирон, командир инженерно-саперного взвода «БАРС-Курск»: «Написали на всех домах „Мин нет“. Это не значит, что здесь безопасно. Когда мы уезжаем, враг знает, что саперы прошли, и с дронов минирует еще раз, зная, что придут мирные жители».
По оценке военных, плотность минирования очень высокая. Счет обезвреженных взрывоопасных предметов идет на десятки тысяч. Противник, отступая, старался заложить взрывчатку в самых неожиданных местах и предметах, тротил находят даже в игрушках и шоколаде.
Позывной Эмиль, сапер: «Рассчитано, что люди возвращаются домой, открывают дверь, шкаф, в подвал полезли, под столом, за дверью растяжки».
Заминированы сельские кладбища и тропинки к ним. Возвращаться в свои дома эвакуированные жители приграничья пока не могут. Удары тяжелой артиллерией со стороны Украины не прекращаются. По-прежнему действует ограничение на въезд в 122 населенных пункта в шести районах Курской области.
По данным Следственного комитета РФ, с начала вторжения ВСУ погибли 190 мирных жителей Курской области, 372 человека ранены, среди них и пенсионерка Валентина Баранова из Суджи. 215 дней она провела в оккупации, говорит, несколько раз была на грани жизни и смерти. Комбайнер Владимир Воронов, как большинство его земляков, вынужденно покинувших свои села, уже девять месяцев с семьей живет в пункте временного размещения и очень ждет возвращения домой.
Владимир Воронов, эвакуированный из села Казачья Локня: «Села нашего нет, оно практически стерто с лица земли. Мы не знаем, будут ли его восстанавливать, но будем стараться вернуться обратно».
Татьяна Еременко из Глушковского района. Там разрушены почти все социальные объекты, уже 3000 человек получили сертификаты на новое жилье, Татьяна с двумя дочками и шестью внуками переезжать не собирается.
Татьяна Еременко, эвакуированная из п. Глушково: «Никакой сертификат нам не нужен, мы только хотим домой».
Пенсионеры Иванченко из Коренево волнуются, что многие молодые семьи не планируют возвращаться в село. Большинство предприятий в районе уничтожено, предстоит заново строить школы, детские сады, дома культуры, фельдшерско-акушерские пункты. На это может уйти не один год. Учителя приграничных школ переживают, что тысячи детей останутся на дистанционном обучении, так как к новому учебному году школы не успеют построить.
Татьяна Леонтьева, учитель кореневской общеобразовательной школы: «Ребята все хотят вернуться, практически все. Безопасность смущает родителей, чтобы дроны не летами и из минометов не стреляли».
Комиссии по оценке ущерба уже признали тысячи разрушенных жилых домов непригодными для проживания, но по-прежнему остаются населенные пункты, где оценить ущерб пока невозможно.
Нина Карамышева, глава Вышнедеревенского сельсовета Льговского района: «Как только будет доступ, мы комиссией будем выезжать, там больше разрушений, есть населенные пункты, которые практически полностью разрушены».
Военным предстоит не только разминировать освобожденные села, но и отодвинуть линию боевого соприкосновения, чтобы ремонтные бригады смогли безопасно начать восстановительные работы в населенных пунктах.
Александр Хинштейн, временно исполняющий обязанности губернатора Курской области: «Недостаточно просто восстановить разрушенную инфраструктуру, необходимо создать рабочие места, поддержать предприятия, сделать так, чтобы на территорию наших районов пришел новый бизнес, новый инвестор».
Обсуждается вопрос о создании федерального музея в память о героях, погибших при освобождении Курской области и жертвах оккупации. Частью будущей экспозиции станет и рассказ о мужестве участников операции «Поток», которые проникли в тыл врага по газовой трубе. Уже собрано много личных вещей бойцов и свидетельств преступлений ВСУ.
Ирина Капустина, жительница г. Курска: «Я не могу читать без слез, что произошло с людьми. Они заслуживают, чтобы увековечили их память».
Александр Хинштейн: «Для нас важно, чтобы об этих людях и событиях память жила, чтобы будущие поколения не забывали. Это лучшая прививка от исторического беспамятства».
К 1 июля правительство должно представить президенту программу восстановления и социально-экономического развития Курской области.