Вклад дорожников в победу в Великой Отечественной войне не переоценить. Их самоотверженная работа на передовых позициях и в тылу заслуживает безграничного уважения. В летний зной и зимнюю пургу они свято выполняли свой долг перед Родиной, рискуя жизнями, восстанавливали фронтовые дороги, мосты и переправы, которые были нужны для передвижения боевой техники и солдат, эвакуации раненых, тыловых подразделений, доставки боеприпасов, горючего, снаряжения и продовольствия. Не прекращалась в тяжелое военное время работа и на одной из старейших дорог нашей страны –– Москва – Харьков.
Эта автомобильная дорога в разные периоды Великой Отечественной войны располагалась в зоне оккупации, служила в качестве рокадного пути в прифронтовой полосе, была, по сути, кровеносным сосудом, который «питал» силами фронт. Покрытие на ней было щебеночным на песчаном основании, средняя ширина проезжей части на всём протяжении от Москвы до Харькова составляла 5,5 м. На автодороге располагалось 248 мостов, 80 % из которых были деревянными.
С 1941 по 1945 год по ней непрерывно двигалась тяжелая военная техника, переправлялись медикаменты, боеприпасы, происходила эвакуация гражданского населения и раненых. Трасса была сильно перегружена. И невероятно представить, ценой каких усилий дорожным частям удавалось восстанавливать, содержать и ремонтировать ее в таких непростых условиях, обеспечивая безопасность и комфорт для тысяч водителей ежедневно. Несомненно, для дорожников это был крайне тернистый путь тяжелого труда, инженерных изысканий и находок. Путь, который они прошли с достоинством, приблизив великий День Победы.
В режиме военного положения Управление автодороги Москва – Харьков к началу войны дислоцировалось в Подольске в Московской области, а его структурные подразделения находились в Туле, Курске, Белгороде, Орле и Мценске. В каждом подразделении было 3–4 дорожных ремонтных пункта, а те в свою очередь делились на ремонтерские обходы длиной 7–9 км. У дорожников ремонтером именовался рабочий, имевший конную повозку, на которой он ежедневно подвозил материалы для устранения повреждений на шоссе, заделки мелких выбоин и ремонта деревянных мостов.
В то время 80 % работ выполнялись вручную и труд дорожников был исключительно тяжелым. Фронт срочно нуждался в людях, поэтому инженеров, механиков, шоферов освобождали от должностей и призывали в Красную армию. Их место в тылу заняли женщины, на хрупкие плечи которых легли все тяготы и лишения самой страшной и разрушительной войны XX века. Работать приходилось и за себя, и за тех, кто уходил на фронт.
Труженикам тыла предстояло восстанавливать проезжую часть, пострадавшую от бомбежек, оперативно очищать дороги после снежных буранов, бороться с весенней распутицей, спасать опоры деревянных мостов от ледохода. И всё это при скудном пайке, при острой нехватке горючего для техники, а главное — при постоянной нехватке времени: движение войск по дороге нельзя было останавливать ни на час.
24 июня 1941 года создается аварийно-восстановительный отряд, все дороги и мосты были взяты под особый контроль. Условия военного времени были жесточайшими: недисциплинированность наказывалась арестом и содержанием в течение нескольких суток на гауптвахте. Очень строго соблюдалась светомаскировка: за зажженную в неположенном месте спичку можно было попасть под суд.
3 октября 1941 года фашисты 4-й танковой дивизии под командованием Гудериана захватывают Орёл. Из города был эвакуирован располагавшийся здесь 908-й дорожно-эксплуатационный участок. 11 октября наши войска оставили город Мценск Орловской области, 24 октября — Белгород, 3 ноября — Курск.
Находившиеся в этих городах ДЭУ вместе с Управлением дороги перевели в село Петровск Ярославской области. Документы, которые нельзя было оперативно вывезти, немедленно уничтожали.
Для обслуживания и ремонта дороги Москва – Харьков на перегоне Москва – граница фронта осталась оперативная группа управления. Она работала совместно с коллективом Военной автомобильной дороги. Саму дорогу Москва – Харьков передали из ведения НКВД в соответствующий главк (главное дорожное управление) Красной армии, присвоив статус военной автомобильной дороги. Так она вошла в состав Центрального фронта.
Сразу после победного контрнаступления в декабре 1941-го, когда советские войска освободили многие города Московской области, встал вопрос о восстановлении дороги. Приказ от 30 декабря 1941 года гласил: «Врид начальника 911 (Мценского) ДЭУ Левину выехать к месту основной работы для организации и восстановления дистанционной службы на дороге Москва – Харьков вслед за освобождением территории дистанции от оккупантов. Срок выезда — 30 декабря 1941 года».
Уже в начале февраля 1942 года активно велась подготовка к возвращению аппарата управления в Подольск. С переездом управились за считанные дни, и с 12 февраля возобновилась работа на прежнем месте.
23 июля 1942-го переходящее Красное знамя присудили коллективу 911-го ДЭУ за то, что его работники обеспечили «бесперебойное движение на ответственном участке дороги в периоды весенней распутицы, способствовав выполнению боевого задания в дни Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками».
Восстановительные работы велись на всём протяжении автомобильной магистрали. Вот что говорится в приказе начальника дороги М. М. Гиндина от 29 марта 1943 года: «Обращаю внимание всех начальников ДЭУ, что в текущем 1943 году весеннее содержание обслуживаемой нами дороги производится в условиях усиленного колонного движения, а это требует от руководителя и всего коллектива дороги напряжения всех имеющихся возможностей и правильного их использования. Активные боевые операции на фронте происходят в зоне обслуживаемой нами дороги, а поэтому невыполнение мероприятий по весеннему содержанию и пропуску ледохода будут рассматриваться как тягчайшее Государственное преступление и измена Родине».
В 1942–1943 годах военные дорожники были удостоены благодарности командующего Центральным фронтом.
В начале августа 1943-го следует приказ об организации ремонтно-восстановительных работ в районе Орла и Белгорода. Еще не прогремели залпы первого победоносного салюта, а начальнику 906-го ДЭУ М. Е. Левину было поручено принимать в свое ведение дорогу «…по мере полного освобождения от оккупантов участка Орёл – Курск».
В марте 1944-го дорога снова была передана из армейского подчинения в систему Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР. А в июне Совет народных комиссаров СССР принял постановление о реконструкции автомобильной дороги Москва – Харьков – Симферополь – Ялта (с установленным сроком — 1945–1950 годы). Немало усилий приложили работники, чтобы данное постановление было исполнено.
Ранее намеченного срока, летом 1949 года, дорогу восстановили полностью. Открытие воссозданной автомобильной магистрали завершилось традиционным автопробегом, для которого на московском автозаводе за 10 дней собрали 12 междугородних автобусов. Колонна стартовала в столице и успешно добралась до Симферополя. 14 участникам реконструкции дороги были присуждены Сталинские премии II и III степени.
*** Многочисленные мемориалы, посвященные Великой Отечественной войне, хранят память о подвигах советских солдат и мирных жителей, отстоявших свободу нашей Родины. Разные по архитектуре и содержанию, все они являются яркими символами человеческого мужества, стойкости и героизма. В преддверии главного патриотического праздника нашей страны — Дня Победы — в серии материалов «Дороги Памяти» мы рассказываем о памятных местах, расположенных вблизи федеральных трасс, а также останавливаемся на знаковых страницах истории Великой Отечественной войны.