В августе Лариса и Иван Шкурины из села Попово-Лежачи, как и тысячи жителей курского приграничья, в спешке покинули свой дом. Выезжали на пару дней, а оказалось – навсегда.
Иван Иванович пенсионер, Ларисе Григорьевне до выхода на заслуженный отдых остался год. Но не смотря на возраст и тяжелые испытания и потери, сегодня они полны оптимизма. Осенью по сертификату купили частный дом в поселке Золотухино. Хлопоты с обустройством жилья и приусадебного хозяйства отвлекают от переживаний.
Попово-Лежачи находятся на самой границе с Украиной. Их дом стоял в каких-то 100-метрах. Говорят, что там и границы как таковой не было никогда. Все перемещались свободно. О прежней жизни вспоминают, как о райском месте. Большой дом с удобствами, баня, летняя кухня, свой прудик, где плавали гуси. Иван Иванович был знатный заводчик тульской породы пернатых. За его птицей приезжали со всей области – для разведения.
Настоящие труженики, они ни минуты не сидели без дела. Даже лесопосадку, прилегающую к усадьбе, окультурили.
– Насадили там сливы, вишни, белую акацию. И калина, и липа, и боярышник, и смородина, и грецкий орех. В общем, сделали такой маленький райских сад. И что интересно, в Теткино все люди так жили. Какие-то клумбы разбивали, у нас настолько красивый поселок был, – говорят супруги.
Всё изменилось в феврале 2022 года. ВСУ начали обстреливать село с первых дней. Люди прятались в подвалах, а после прилетов латали поврежденные окна и крыши, но не сдавались. В мае 2022 года была первая жертва – от обстрелов погиб водитель из Воронежа. Дальше становилось только хуже. БПЛА выслеживали частные машины, сельскохозяйственную технику. Горели поля и дома.
В 2023 году Шкуриным предложили переехать. Они подали заявку на жилищный сертификат, но потом забрали. Передумали. Им казалось, что и к такой жизни можно привыкнуть. Да и родной дом, где все сделано с любовью, не хотелось бросать.
– Мы уже стали различать по звуку, какие снаряды и куда летят, стреляют танки или артиллерия. И если стреляли в районе Теткино, то мы уже могли себе позволить не прятаться, продолжать работать на огородах, – признается супруг.
В 2024 году от атак БПЛА жить стало совсем невозможно. В один день трое соседей Шкуриных лишились машин. Жертв среди мирных становилось все больше. Семья приняла решение – переезд неизбежен. Но сертификат удалось получить только в сентябре – уже после вторжения ВСУ на территорию Курской области.
Дом покидали совсем не так, как планировали, а в спешке, бросив все имущество, большое хозяйство, двух собак.
На своей машине добрались до Фатежа. Там их приютили совершенно незнакомые люди.
– Нам помогла Евсюкова Таисия Николаевна и ее два сына. Очень хорошая семья. Месяц жили у них и за это время стали родней. Сейчас ездим друг к другу в гости, – рассказывает Иван Иванович.
В конце сентября супруги купили дом по сертификату в поселке Золотухино. Здесь заново пытаются пустить корни. Привели в порядок территорию, даже чеснок под зиму успели посадить – в декабре. В некоторых комнатах уже сделали ремонт.
– То, что сейчас вы видите, это совсем не то, что здесь было раньше. Тут все было заросшее. Только пять тележек с дровами вывезли. Несколько ветхих сараев снесли. До нас в доме жили пожилые люди, им было трудно следить за порядком. А нам такая работа не в тягость, – признается хозяин.
Переселенцы из приграничья уже обзавелись живностью: по сараю разгуливают куры-несушки. А двор стерегут две собаки, те самые, которых оставили в августе во время эвакуации. Позже четвероногих вывез сын из-под обстрелов, рискуя жизнью.
– Сын чуть не погиб из-за этих собак. Его машину выследил беспилотник, но смазал, на наше счастье. Он когда домой приехал, весь дрожал…
Сейчас у псов новые вольеры. Супруги шутят: «Собаки живут не хуже нас. Они тоже войну пережили, беженцы…»
Шкурины благодарны за помощь всем неравнодушным – от власти до простого народа.
– У нас очень душевные соседи. Когда сюда заехали, все пришли предлагать помощь. Об этом невозможно без слёз вспоминать. Несли нам все: мед, яблоки, одеяла, ложки-вилки, - добавляет Лариса Григорьевна.
Обустроиться на новом месте помогли выплаты от государства.
– Вот эти диваны, телевизор, тумбочки, кресла – это все за эти деньги. Потолки натянули, обои поклеили, крышу гаража поменяли, вольер собакам – все за эти выплаты! Если бы не было этой помощи, нам бы за пенсию этого не потянуть,– говорит Иван Шкурин.
Но самое главное, что теперь семья в безопасности и строит планы на мирное будущее.