Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного Ленинграда

Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного Ленинграда

Пережившая почти семимесячную оккупацию Суджа подсчитывает потери. Это не только уничтоженные здания, но в первую очередь — лучшие люди, которых убили оккупанты. Среди жертв ВСУ — сотрудница местного краеведческого музея. Несмотря на обстрелы и прилёты, она до последнего оберегала уникальную коллекцию и здание, в котором, по легенде, водились привидения. О хранительнице сокровищ, для которой гражданский долг был важнее собственной безопасности, читайте в материале Царьграда.


Освобождение Суджи — воистину праздник со слезами на глазах. Во дворах жилых домов десятки свежих могильных холмиков с наспех сколоченными крестами. Эвакуационные группы ежедневно находят тела убитых украинскими боевиками мирных жителей. И народ продолжает гибнуть: отступающий враг бьёт по гражданским объектам — теперь уже в отместку, уничтожая за свои неудачи и наших людей, и золотой фонд русской культуры.

26 марта в Судже простились с 67-летней Аллой Андреевой, убитой во время ракетного удара по зданию местного краеведческого музея. Героическая женщина благополучно пережила почти семь месяцев оккупации и по чудовищному стечению обстоятельств погибла на следующий день после освобождения родного города от оккупантов.

Добрые лучистые глаза, тёплая улыбка, открытый умный взгляд, трудолюбивые руки — такой была Алла Александровна. Как выяснил Царьград, родилась она в Приамурье. После переезда в Курскую область сначала трудилась на заводе тракторных агрегатов в Судже, а потом устроилась в местный музей, где проработала много лет. Жила там же, по соседству.

Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного ЛенинградаАллу Андрееву, пережившую оккупацию и погибшую под обломками любимого музея, похоронили 26 марта// Фото с ВК-сообщества "Суджанский краеведческий музей"

Когда 6 августа в город вторглись ВСУ, она и ещё двое её коллег оказались в оккупации. Остальным музейным работникам, в том числе заведующей Людмиле Придубковой, удалось эвакуироваться. Глядя на то, как враг уничтожает их город, они плакали: так жаль было всего того, что создавалось с большой любовью.

Пока город был в оккупации, директор музея следила за новостями, радовалась успехам наших военных и мечтала вернуться к работе, чтобы сохранить память о событиях, свидетелями которых стали она и её коллеги. По горькой иронии судьбы два года назад она читала местным студентам лекцию об освобождении Суджанского района в марте 1943 года. И тогда подробно рассказала, как на долгие 17 месяцев в городе установился режим фашистской оккупации, и о том, сколько горя немецкие палачи принесли местным жителям. Теперь такие лекции придётся читать уже об украинских захватчиках…

При оккупации в музее блогеры снимали ролики. А когда Суджу сдали — здание разбомбили

Почти семь месяцев коллектив находился в неведении — цело ли здание, сохранилась или разграблена коллекция. Хоть как-то проследить за этим могли только оставшиеся работники. И они свой гражданский долг выполнили добросовестно, больше всего волнуясь не за себя, а за оставшиеся экспонаты, которые оккупанты могли уничтожить или разграбить.

Старинное здание музея продержалось больше полугода, выдержав ежедневные прилёты и обстрелы: локальные повреждения были, но не критичные. Украинские блогеры даже снимали там свои ролики. Казалось, храм культуры удалось сохранить, но чуда не произошло.

Как рассказали местные жители, Алла Андреева во время оккупации жила в соседнем доме рядом с музеем, поэтому могла следить за тем, что происходит вокруг. Сразу после освобождения города, 14 марта, трое сотрудников, в том числе и она, пришли осматривать музей, но в этот момент начался обстрел. По предварительной информации, украинские боевики ударили по зданию прицельно — четырьмя ракетами HIMARS.

В одночасье не стало ни здания, ни его хранительницы: Алла Андреева погибла на месте, двое её коллег были ранены. После осмотра музея 67-летняя хранительница собиралась пойти в гости — с собой у неё были пакеты с продуктами. Они так и остались лежать на дороге в том месте, где её застал взрыв украинской ракеты.

Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного ЛенинградаВ музее была собрана уникальная коллекция сокровищ, большая часть которых уничтожена в результате ракетного удара//Скриншот: видео из ТГ-канала "Александр Хинштейн"

Суджу освободили, а людей увозят в мешках

Старинная постройка превратилась в груду кирпичей, а вместе с ней были утрачены археологические артефакты и свидетельства раннеславянской цивилизации VI–VII веков. К счастью, благодаря оперативным действиям сотрудников музея особо ценные экспонаты были заранее вывезены и спрятаны в фондохранилищах Курского областного краеведческого музея. В том числе 86 картин, 267 археологических артефактов, 78 орденов и медалей, 22 ковра и 4 редкие книги.

Всего было спасено 457 предметов, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия России. Но основная часть коллекции, которая насчитывала более 10,5 тысячи экспонатов, погибла. Враг целенаправленно хочет уничтожить не только нас, но и нашу историю. Со всей страны в Суджу приходят соболезнования в связи с двойной утратой: не стало музея и его преданной сотрудницы, ангела-хранителя. Люди пишут:

  • Тому, кто сохранял память о прошлом, тем более в таких условиях, не грозит забвение! Это подвиг, равный самопожертвованию сотрудников музеев блокадного Ленинграда!
  • Надо медаль учреждать в еë честь. За верность профессии.

Горожане вспоминают Аллу Андрееву как доброго и отзывчивого человека, преданного своему музею. Впрочем, случайных людей в храмах культуры не бывает. Они все болеют своим делом. Коллеги погибшей назвали 14 марта чёрным днём в истории музея, а её саму не просто сотрудником, с которым много лет проработали бок о бок, но добрым другом:

Алла Александровна очень любила цветы, и цветы ей отвечали взаимностью. Возиться с ними было её любимым занятием. Музейные клумбы были самыми красивыми и ухоженными, а её любимыми цветами были жёлтые розы. Были, было, была... Вот так в одночасье не стало здания музея и его сторожа.

Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного ЛенинградаТе самые клумбы возле музея, которые обустроила Алла Андреева.// Фото предоставлено Царьграду Владимиром Коневым

Боль утраты так сильна, что суджанам, знавшим Аллу Андрееву, до сих пор тяжело говорить о произошедшем. В беседе с Царьградом директор Курского краеведческого музея (в Судже его филиал) Олег Пушкарёв попросил не тревожить родственников и коллектив — люди пребывают в шоковом состоянии:

У нас сейчас достаточно тяжёлая психологическая ситуация — вчера похоронили коллегу. Понимаете состояние людей? Освободили Суджу, и огромное количество людей оттуда просто увозят в мешках…

Семь суджанских кладов хранились в доме с привидениями

Беда, пришедшая в Суджу, уничтожила целый мир. Суджанский краеведческий музей работал с 1962 года. Почти сорок лет назад ему передали одно из старинных строений города — дом купца Чупилова, объект культурного наследия и памятник архитектуры конца XIX века. В фонде музея хранилось более 10 тысяч экспонатов, из которых до вторжения ВСУ удалось эвакуировать только небольшую часть сокровищ. Основу коллекции составляли семь так называемых "суджанских кладов" — археологические находки, бесценные для изучения ранней истории славян.

Примечательно и само уничтоженное здание, где хранились древние артефакты. Дом, пожалуй, был самым интересным в Судже, потому что в нём обитало… настоящее привидение! По крайней мере, так рассказывали работники музея посетителям. Говорят, купец Чупилов выстроил три этажа из кирпича (в то время это указывало на несметное богатство), но на старости лет сошёл с ума и не похоронил свою дочь, а закопал тело у входа в дом. Бедная девушка стала бродить здесь по ночам: то занавеску сорвёт, то воду опрокинет, то патефон заведёт. Когда в ходе реконструкции вскрыли пол, действительно нашли человеческие кости, и экспертиза показала, что они принадлежали женщине, страдавшей тяжёлой болезнью.

Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного ЛенинградаС любовью собранная коллекция музея уничтожена ударами американских ракет//Фото предоставлено Царьграду Владимиром Коневым

Долгое время здание было на реконструкции, экспозиция располагалась в выставочном зале неподалёку. В марте 2022 года, когда СВО только началась, капитальный ремонт наконец закончился, музейщики вернулись восвояси и открыли новую экспозицию, которая рассказывала об истории суджанской земли с древнейших времён до наших дней. С какой любовью было всё обустроено! К сожалению, уникальному памятнику архитектуры оставалось жить всего три года. Теперь там нет ни здания, ни артефактов. Успокоилась невинная душа или продолжит бродить по родным развалинам?

Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного ЛенинградаСреди утраченных сокровищ — старинная мебель, картины и предметы быта//Фото предоставлено Царьграду Владимиром Коневым

Уникальными снимками из музея, которого больше нет, с Царьградом поделился житель Курска, руководитель туроператора "Спутник" Владимир Конев, который несколько лет назад открыл туристам курское приграничье с его самобытной культурой. Работникам музея удалось не просто собрать уникальную коллекцию, но и так её преподать, что Суджа быстро стала Меккой внутреннего туризма в Курской области. Когда здесь появилась экскурсия "К Тимоне на пампушки", люди записывались за месяц вперёд и приезжали даже тургруппы из Москвы. А сколько курян с радостью гуляли по уютным улочкам Суджи! По словам Владимира Конева, сотрудники музея — от сторожа до директора — фантастически увлечённые своим делом люди:

Как они любили Суджу, как они о ней рассказывали, мне не приходилось слышать более нигде. По моему мнению, суджанский музей был самым сильным в области. Я не хочу обижать другие музеи, но Суджа — это просто фантастика. А цветы разводить любили все жители городка — у них это в крови, что ли.

Возмездие грядёт

После того как украинские боевики уничтожили краеведческий музей в Судже, Главное военное следственное управление СК России возбудило уголовное дело в связи с совершением теракта и полным разрушением объекта культурного наследия.

В ходе предварительного следствия будут установлены и привлечены к ответственности все представители вооружённых формирований Украины, причастные к данному преступлению,

— пообещали в СК 14 марта.

Известно, что двое выживших во время обстрела сотрудников находятся у родственников в Курске, где проходят амбулаторное лечение. Губернатор Курской области Александр Хинштейн назвал атаку на музей варварской и подчеркнул, что это не просто удар по архитектуре, а по нашей истории, культуре и памяти:

Мы не позволим уничтожить нашу историю и культуру. Суджанский краеведческий музей будет восстановлен, а его экспонаты вернутся на своё законное место. Это наш долг перед будущими поколениями.

На восстановление здания (оно будет полностью воссоздано) музеи по всей России собрали уже более 90 миллионов рублей. Все разрушенные оккупантами памятники истории и культуры в Курской области (а их ни много ни мало уже 49) будут восстановлены — об этом заявил президент России в ходе заседания Совета по культуре и искусству.

Погибла на следующий день после освобождения Суджи: Хранительница музея повторила подвиг блокадного ЛенинградаЗдание Суджанского музея — дореволюционные годы, наши дни и после удара американскими ракетами// Фото из ТГ-канала Александра Хинштейна

А 26 марта, в день похорон Аллы Андреевой, пришла хорошая новость: часть коллекции разрушенного суджанского музея чудом сохранилась. Как заявил губернатор региона, коллекция хранилась в подвале в сейфах. По предварительной информации, во время ракетного удара они не пострадали. Когда это будет безопасно, военные смогут пробраться внутрь и проверить сейфы.

Что с того?

Уничтожение музея и убийство его хранительницы в Судже — очередное злодеяние украинских террористов. Освобождённый город продолжают терзать и максимально разрушать, словно по принципу "так не доставайся же ты никому". И наша святая обязанность — не только наказать виновных, но и сохранить память о невинно убиенных жертвах оккупации.

В День работника культуры, который отмечался 25 марта, никто из официальных лиц не вспомнил о скромной работнице музея, которая до конца осталась верна своему делу. И о посмертной награде речи пока тоже не идёт. А между тем то, как мужественно вела себя Алла Андреева в оккупации, её коллеги сравнивают с подвигом музейщиков блокадного Ленинграда. Они тоже рисковали, чтобы сберечь то, чем дорожили больше собственной жизни.

К сожалению, это не единственная аналогия с Великой Отечественной войной. Ранее в освобождённой Мартыновке найдена мёртвой 77-летняя Татьяна Васькова, рядом с которой был дневник. Женщина записывала всё, что происходило в оккупированном селе: голод, холод, обстрелы. По степени своего трагизма эта тетрадь будто точная копия заметок девочки из блокадного Ленинграда Тани Савичевой. С разрешения родственников дневник Татьяны Васьковой передан в экспозицию будущего Музея обороны Курской области, посвящённому нечеловеческим испытаниям, которые выпали на долю мирных граждан. Должен быть в этом музее и стенд про Аллу Андрееву из Суджи. Вечная память всем, кто пал жертвой украинских оккупантов.

Источник: Телеканал Царьград

Топ

Лента новостей