Смерть близких, сожженные заживо люди, нехватка еды и воды: жительница Суджанского района рассказала об ужасах оккупации

Смерть близких, сожженные заживо люди, нехватка еды и воды: жительница Суджанского района рассказала об ужасах оккупации
Фото: kursktv.ru

Более шести месяцев Надежда Васильевна Комарова провела на оккупируемой территории. Это не просто время, отнятое укронацистами, но и боль, которая останется с ней навсегда. Сейчас со слезами на глазах она вспоминает пережитое, но там приходилось держаться стойко, ведь места для слабости не было.

«Что интересно, за это время никто не заболел ни простудами, ничем абсолютно. Были хронические болезни у людей. Женщина напротив жила, у нее почки. Женщина с нами жила, брата жена, у нее астма. Она в подвале, она выдержала, она пешком дошла до Обуховки. Никто не заболел. Там выходишь и держишь себя вот так», - говорит Надежда.

В ночь на ту самую трагическую дату, 6 августа, село Николаево-Дарьино начали усиленно обстреливать. Ожидать окончания взрывов и прилётов жители отправились в подвалы, но обстановка была совсем не похожа на обычную. За день до вторжения ВСУ разбили местную подстанцию, поэтому выйти на связь с кем-либо не представлялось возможным.

Попытки уехать из населенного пункта успехом не увенчались, так как дороги уже находились под контролем врага. С того момента жизнь людей превратилась в выживание.

Тогда все соседи отбросили споры и разногласия, объединившись для помощи друг другу. Жили они группками в подвалах, делились съестным и другими ресурсами. Осенью, когда такая возможность ещё была, они готовили пищу с помощью газа, однако и этого они лишились после очередного обстрела. Баллон в результате произошедшего загорелся.

Чтобы не привлекать внимание дронов и оперативно прятаться в подвал, рядом с ним поставили мангал, где и готовились продукты. Держались люди на собственных запасах, поэтому себя приходилось сильно ограничивать. Надежда Васильевна рассказала, что за время нахождения в приграничье она похудела на 25 кг.

С водой дела обстояли ещё хуже. Если в начале развернувшихся боевых действий у людей был доступ к роднику и речке, то через какое-то время украинцы под угрозой расстрела запретили им туда ходить. Жители не умывались, а лишь изредка протирали руки тряпкой с несколькими каплями воды.

Тяжелее всего было хоронить погибших, люди делали это сами на придомовых территориях. Знакомым и родным ставили кресты и подписывали их маркером, табличку заклеивали скотчем, чтобы дождь не размыл буквы. Нацисты не жалели никого, в том числе и детей. Они целенаправленно атаковали дом с 7-летним мальчиком.

«Тот мальчик был в подвале, и вот такая атака дронов была на ихний дом, именно на этот подвал. Прилетело одновременно 8 дронов. Мы как глянули, туча, вы понимаете, туча дронов с такими зарядами. Один дрон был как бур. Он не завалил подвал, он пробурил его. Мальчик сидел за столом, ел. Он попал прямо в голову. И мальчик, можно сказать, минут через 10 умер. Вот это тяжело было. На тот момент уже у нас мужчины почти все погибли. Мы завернули его в покрывало и опускали втроем в яму», - делится Надежда Васильевна.

На глазах у женщины ВСУшники подожгли соседнюю от неё улицу. Специальная группа из 5-6 человек стреляла «какими-то пулями, которые зажигали дома». В итоге жилые строения оказались объяты огнём. В том пожаре заживо сгорели три человека. И это далеко не все ужасы, которые пришлось пережить курянам.

Порой надежду им давали наши военнослужащие. Несмотря на риски, в небе они рисовали буквы Z и V, чтобы сказать, что они рядом и подбодрить людей. Врагу от этих знаков, конечно, становилось не по себе.

По мере наступления российских войск в село все чаще заходили наши разведывательные группы. Населенный пункт начали зачищать от неонацистов. Бои шли ожесточенные.

Через пять месяцев после вторжения на мужа Надежды вышел капитан с позывным «Инжир», который принес ему первую весточку о близких. Он до сих пор находится на связи с родственниками тех, кто ещё не смог выехать из приграничья. Вместе с ним боец СВО «Череп» отправил первое видео с жителями, чтобы семьи могли увидеть своих любимых.

Мирные граждане помогали нашим не только информационно, докладывая о количестве украинцев, но и спасали раненных.

«Один в соседнем подвале жил, ну, меня там знали все, и вот он приполз к нам. Весь пораненный, дрон тоже его атаковал, осколками его побил сильно. Мы с невесткой Наташей одежду срезали ножницами, все, что можно, содрали с него. Мы его зажгутовали, он командовал, где этот жгут подтянуть, где ослабить, через сколько ослабить. Их обучали, он это знает. Мы же не медики, мы же ничего не знаем, но, тем не менее, мы все сделали правильно», - рассказала местная жительница.

Рискуя жизнью, женщина ходила по другим подвалам, чтобы достать раненому обезболивающее. Позже они переносили его на одеялах и чудом не попались на глаза ВСУшникам. Через два дня бойца с позывным «Шульц» эвакуировали. Сейчас он жив и здоров. Надежда Васильевна вместе с другими жителями хотели бы лично пообщаться с военнослужащим и узнать, как у него дела. Связаться с ними можно через нашу редакцию.

Выбраться в безопасное место жителям помог разведчик с позывным «Волк». Путь был опасным и достаточно долгим, но людям всё же удалось вырваться на свободу. Они выдвинулись в 14:20. Боец шел впереди, так как территория могла быть заминирована.

«Мы благополучно добрались до Обуховки пешком. Он все время держал небо на мушке, все время мониторил. Там солдаты нас накормили, напоили. Два часа мы у них посидели, там тоже хорошие ребята. Ровно в 7 часов за нами приехал броневик, и мы доехали до Коренево. Когда сели в броневик, командир говорит, поздравляю, вы на свободе. Но нам хотелось подальше, подальше», - делится женщина.

Интересно, что сам боец помог мирным выбраться, будучи раненным. Надежда рассказала, что за вывоз людей его представили к награде.

«Он говорит, я бы вас взял все равно, потому что я вам обещал. А меня так воспитали. Если обещал, я это обязательно сделаю. Вот, конечно, ему благодарность. Низкий поклон ему и родителям его», - благодарит его курянка.

А дальше встреча с родными, объятия, слезы радости… Когда Надежда Васильевна в первый раз после пережитой оккупации увидела хлеб, просто стояла в отделе и плакала. Страшно осознавать, что прямо сейчас такое происходит совсем рядом.

Никто не сможет вернуть ей потерянного времени, а события страшных шести месяцев, проведенных в оккупации, останутся с женщиной навсегда. Там погиб её брат, получивший смертельное ранение в грудь и живот, за жизнь которого они боролись шесть дней. Там остался родной дом, воспоминания о счастливой жизни, там она похоронила близких людей.

Она нашла в себе силы ещё раз вспомнить пережитое, поделиться с миром своей историей и рассказать о зверствах, совершенных укронацистами. Все, кто причастен к преступлениям против ни в чём не повинных граждан, детей, стариков, должны понести самое строгое наказание. Мы никогда не забудем, что они творили на нашей земле.

Татьяна Чаплыгина

Источник: Kursktv.ru

Топ

Лента новостей