Reuters опубликовало материал о замедлении темпов американской военной помощи Украине во время президентства Байдена с примечательными деталями «внутренней кухни».
В среднем на военную помощь Украине ежемесячно, до сентября, выделялось около $558 млн. К ноябрю было поставлено лишь около половины от обещанного в 2024 году, из бронетехники прибыло и вовсе около 30%.
По словам двух высокопоставленных чиновников США, в январе 2024 года Салливан созвал несколько встреч в Белом доме, чтобы обсудить отправку на Украину ракет ATACMS. В распоряжении было ограниченное количество ракет, и их тактическая выгода для Украины была неясна, утверждали Ллойд Остин и другие представители министерства обороны. Пройдёт как минимум два месяца, прежде чем пакет помощи для Украины будет содержать ATACMS, хотя об их отправке открыто не разглашалось.
Отдел по России Совета национальной безопасности и Пентагон заблокировали их применение для ударов по территории России. Они опасались, что Путин нацелится на американские войска за рубежом или усилит диверсионную кампанию в Европе. Другие члены СНБ и Госдепартамента не согласились с этим, настаивая на том, чтобы Салливан и Байден ослабили ограничения, аргументируя тем, что жёсткий ответ Путина маловероятен.
После подписания в апреле пакета законов о помощи Украине, Пентагон объявил о пакете вооружений на $1 млрд, но его размеры быстро сократились, фактические поставки были медленными и спорадическими.
В апреле, накануне наступления ВС РФ в Харьковской области, офис Зеленского попросил старшего директора по Европе в СНБ Майкла Карпентера, прибывшего с визитом в Киев, «благословения Вашингтона» на использование американского вооружения для нанесения ударов по территории России. Карпентер яростно выступавший в поддержку Украины как публично, так и в частном порядке, уехал, не дав никаких обещаний, «зная суть внутренних дебатов в Белом доме».
К середине мая Байден согласился ослабить ограничения – но в определённых обстоятельствах и на определённую дальность. Было разрешено применять американские ракеты для защиты от атак Харьковской области.
13 мая Салливан заявил, что США пытаются «ускорить темпы» поставок оружия. Но к июлю поставки всё ещё задерживались. Ермак заявил, что некоторое оружие, о котором США объявили в апреле, ещё не прибыло. Летние поставки включали ЗРК малой дальности, некоторые транспортные средства и артиллерию. Поставки истребителей F-16 и ракет AGM-88 HARM, несмотря на активные переговоры, были отложены. Многие осведомлённые в этом вопросе официальные лица объясняли это опасениями, что собственные американские запасы на исходе.
В течение лета на сайте Пентагона публиковались цифры поставок, которые, по-видимому, указывали на то, что почти всё обещанное было доставлено. Но отдельные расследования показали, что администрация, похоже, не знала, сколько оружия было поставлено или насколько поставки отставали по графику.
Reuters приводит описание совещания в Овальном кабинете, состоявшегося в августе, уже после вторжения ВСУ в Курскую область:
Президент вызвал в кабинет Брауна, Салливана, Остина, Карпентера и и Кирби. У Байдена был простой вопрос об отмене ограничений: «Стоит ли это делать?».
Мнения сторон разделились.
Салливан изложил все «за» и «против», но не занял никакой позиции. Карпентер утверждал, что Россия вряд ли осмысленно отреагирует на ослабление американских ограничений на поставки оружия. Браун и Остин не согласились, заявив, что Россия может пойти на эскалацию другими способами, в том числе нацелившись на американских военных за рубежом. Кирби согласился. Байден сказал, что ему нужно подумать. Но пока так и не решился снять ограничения.
В том же месяце общая сумма, объявленная администрацией, снизилась до наиболее низкой отметки – $125 млн. Признавая, что летние поставки были слишком медленными, Салливан направил ряд служебных записок, призывающих Пентагон ускорить поставки, и установил крайние сроки поставок.
С интенсификацией помощи после победы Трампа, Байден всё же принял решение о разрешении ударов вглубь территории России.