Российская армия, как и десятки лет назад, работает над освобождением родной земли. Внуки и правнуки победителей сражаются за свои села уже с современными неонацистами. Сегодня у них еще один повод вспомнить героических предков. Курск отмечает годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В городе чтут память о ветеранах и делают все, чтобы выдавить ВСУ из приграничных территорий.
У Виктора Шатохина целый музей памяти старшего брата, в нем собраны фотографии, книги и медали. Особенно дорога звезда Героя Советского Союза. Иван погиб в январе 1944 года, освобождая Украину от фашистов. Он служил в стрелковой дивизии, но его всегда тянуло в небо. Его мечту стать летчиком уже после войны осуществил Виктор Григорьевич. Он пережил оккупацию Курской области, застал ее в небольшом селе в Льговском районе. Учеба в школе закончилась, когда пришли немцы, развернули там штаб и оборудовали огневые позиции. К людям, оставшимся в населенном пункте, захватчики не проявляли ни сочувствия, ни жалости.
Виктор Шатохин, свидетель оккупации Курской области в годы Великой Отечественной войны: «Были случаи, когда они загоняли в сарай, обливали взрывчатым веществом, керосином или бензином, и подпаливали. Когда выскакивали люди, они их расстреливали».
С 12 лет Виктор Шатохин начал помогать партизанам. Невзирая на риск попасться на глаза полицаям после комендантского часа, он следил за перемещением немецких войск и техники и распространял агитационные материалы.
Виктор Шатохин: «В листовках было написано, что в 1942 году немцев отогнали уже на 100 километров от Москвы, что немец отступает, мы бьем его, гоним».
Советские войска 8 февраля 1943 года вернули контроль над Курском. Город освободила 60-я армия генерала Черняховского, в составе которой воевал Павел Кузьмич Яценко. Фотографию красноармейца держит в руках его правнук, боец курчатовской территориальной самообороны. О своем герое Сергей рассказывает, что тот ушел на фронт в 27 лет, служил в пехоте, дважды был ранен. На курскую землю, откуда он сам выбивал фашиста, ветеран вернулся сразу после войны, а в 60-х переехал в поселок имени Карла Либкнехта, где прожил до глубокой старости.
Сергей часто бывает на его могиле и вспоминает, что ребенком все время расспрашивал прадеда про войну, но только сейчас понял, почему тот так мало о ней рассказывал. Реальные боевые действия Сергей увидел, когда отвез первую партию гуманитарной помощи на передовую. У волонтера таких поездок уже десятки, если не сотни, каждая всегда риск. Посылки с гуманитаркой на склад поступают со всей страны.
За время СВО волонтеры обзавелись большим количеством контактов. С каждым подразделением работают адресно. Теплая одежда, носки, термобелье, предметы личной гигиены и другие необходимые в быту вещи отправляются к десантникам.
Когда ВСУ вторглись в Курскую область, Сергей с командой начал помогать нашим военным в транспортировке раненых бойцов в госпитали, чтобы разгрузить работу эвакуационных групп. Сергей практически ежедневно бывает там, куда долетают вражеские беспилотники и артиллерия. Есть улицы, на которых ни одного целого дома, вдоль дорог брошены полностью сгоревшие машины.
Часть населенных пунктов приграничья пока еще в оккупации. По мере освобождения российской территории военные следователи фиксируют преступления ВСУ в отношении гражданских. Из недавних — ракетный удар по интернату в Судже, массовые изнасилования и расстрелы мирных жителей в селе Русское Поречное. Сегодня известны конкретные имена командиров, кто отдавал приказы, и лица солдат, кто их исполнял.
Виктор Шатохин: «У них задача — уничтожить русский народ. В подвале сидят женщины, старики. Они бросают гранату туда и расстреливают. В кого вы стреляете? Что он тебе сделал, мужик сидит 80–90 лет».
Боец теробороны: «К сожалению, у нас в Курской области ситуация складывается таким образом, что все-таки проявляется снова этот фашизм. Ни Родины, ни флага, похоже, нет у этих людей. Но я думаю, что все это скоро кончится».
В каждую поездку Сергей берет с собой Чебурашку. Эту игрушку ему сшила и подарила девочка из приграничного Глушковского района, которая на время обстрелов переехала в Курчатовский. Боец народного ополчения хочет увидеть ее вновь, может быть, на параде Победы 9 Мая.