Расслабляться некогда: стройотрасль подводит итоги нацпроекта и разрабатывает планы на будущее. Интервью Ирека Файзуллина Строительной газете.

Расслабляться некогда: стройотрасль подводит итоги нацпроекта и разрабатывает планы на будущее. Интервью Ирека Файзуллина Строительной газете.

За последние годы строительная сфера сделала большой шаг вперед. Одним из знаковых событий является завершение национального проекта «Жилье и городская среда». Говоря об итогах, в первую очередь необходимо оценить результаты нацпроекта, ставшего основополагающим для отрасли на последние шесть лет, а также входящих в его состав четырех федеральных проектов. Об итогах этой работы и планах на будущее «Стройгазета» поговорила с главой Минстроя России Иреком Файзуллиным.

Ирек Энварович, как вы оцениваете текущее состояние строительной отрасли в стране? Подведите предварительные итоги работы министерства в 2024 году.

Прежде всего высокие результаты и позитивную динамику показало жилищное строительство: по предварительным данным, третий год подряд строительным комплексом будет преодолена отметка в 100 млн кв. м. По итогам года жилищные условия улучшили 4,2 млн семей, а всего за период с 2020 года этот показатель превысил 19,2 млн семей. Таких результатов удалось достичь в том числе благодаря мерам поддержки, инициированным президентом России и правительством РФ, а также регулярной совместной работе с Государственной Думой, Советом Федерации, министерствами, ведомствами, организациями отрасли и регионами.

Одна из ключевых ролей в достижении этих целей была отведена системному подходу к сокращению времени реализации инвестиционно-строительных проектов. По итогам пересмотра всех этапов, мероприятий и административных процедур, прописанных в Градостроительном кодексе и охватывающих весь строительный цикл, начиная от получения земельного участка и заканчивая регистрацией построенного объекта, количество документов, необходимых для строительства, с 2021 года сокращено более чем на 400 позиций — с 989 до 575. Таким образом, время возведения жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, промышленности и ЖКХ снизилось более чем на 500 дней — с 1 831 до 1 300.

Для поддержания высоких темпов строительства Минстроем России также активно велась деятельность по вовлечению в оборот земельных участков, градостроительный потенциал территории нашей страны достиг показателя в 480 млн кв. м.

Важно, чтобы люди в новых жилых домах были обеспечены качественной инфраструктурой, поэтому строительству и обновлению систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, объектам генерации энергии и городского хозяйства необходимо уделять повышенное внимание. В этом году в рамках программы модернизации коммунальной инфраструктуры завершены работы по 694 мероприятиям на 10 объектах производственного назначения и 1,3 тыс. км сетей. Это способствовало улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг более чем для 2,5 млн жителей России. В развитие этого направления в текущем году принято соответствующее постановление правительства РФ, направленное на упрощение проектирования и строительства подземных сооружений, в которых размещаются инженерные системы и коммуникации.

Активное развитие, строительство и модернизация инфраструктуры в регионах страны ведутся в рамках механизмов «Инфраструктурного меню». Только за счет инфраструктурных бюджетных кредитов за три года введен 301 объект и закуплено 1 737 единиц транспорта, а с использованием специальных казначейских кредитов в 73 регионах завершено 55 мероприятий и поставлено 5 979 автобусов. При помощи этих и других инструментов «меню», в том числе инфраструктурных облигаций и представляемых из ФНБ средств, идет обновление инженерно-коммунальной, социальной, транспортной и туристской инфраструктур по всей стране.

В части улучшения жилищных условий граждан нельзя не отметить программу по расселению аварийного жилищного фонда, которая доказала свою эффективность: с 2019 года из 13,03 млн кв. м аварийного жилья переселены 771 300 граждан. Досрочно завершили реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» 76 регионов страны, а 29 из них уже приступили к реализации новой программы.

Благодаря федеральному проекту «Чистая вода» доля жителей России, обеспеченных качественной водой из систем централизованного водоснабжения, на сегодняшний день составляет 88,7%, а для городов этот показатель вырос до 95,1%. За все время действия проекта в 83 регионах построено 1 287 объектов.

Хочу также отметить результаты нашего самого народного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», с помощью которого благоустраиваются улицы, скверы, площади, парки, набережные, пешеходные зоны, социальные пространства. В этом году по всей стране преобразовано 7 184 территории, в том числе 4 008 общественных пространств и 3 176 дворов, а всего с начала реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» обновлено более 72,2 тыс. объектов. Важно, что ежегодно увеличивается количество жителей, вовлеченных в решение вопросов благоустройства своих городов и населенных пунктов. Во Всероссийском голосовании по отбору территорий, прошедшем в 2024 году уже в четвертый раз, приняли участие более 17,2 млн человек.

В этом году Минстроем России совместно с заинтересованными ведомствами подготовлен и утвержден постановлением правительства РФ новый единый порядок управления капитальными вложениями. Для повышения эффективности капвложений мы полностью перешли к работе в системе «Электронный бюджет». Цифровая система способствует сокращению количества капитальных объектов незавершенного строительства. Благодаря ей жители регионов получат долгожданные необходимые для комфортной жизни объекты, социальные учреждения, дороги, коммунальную, промышленную инфраструктуру. Она также стимулирует появление новых рабочих мест. На данный момент в реестре незавершенного строительства находится 773 объекта, в отношении 596 из них уже приняты соответствующие управленческие решения.

В рамках реализации комплексной государственной программы «Строительство» в этом году уже открыли свои двери для студентов несколько объектов высшего образования, среди которых главное здание Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского и инновационный центр «Индустрия будущего» Московского авиационного института. Введен в эксплуатацию новый корпус Третьяковской галереи. В высокой степени строительной готовности находятся корпус Музея Мирового океана в Калининграде, государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова и новый многофункциональный центр Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

Также Минстрой России продолжает вносить свой вклад в развитие отрасли туризма. Так, для формирования туристских кластеров в рамках федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» мы оказываем регионам поддержку в создании объектов инженерной и транспортной инфраструктур. В 2024 году такая поддержка оказана семи регионам, на территории которых реализуются инвестиционные проекты с участием акционерного общества «Корпорация Туризм.РФ» с общим номерным фондом порядка 4 тыс. номеров.

Продолжаем масштабную работу по интеграции Луганской и Донецкой Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей в социально-экономическое пространство РФ в рамках программы социально-экономического развития новых регионов России. Для улучшения качества жизни людей уделяем большое внимание строительству нового жилья, объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитию инфраструктуры, благоустройству общественных пространств. Также запущена льготная ипотечная программа по ставке в 2%. Стоит отметить, что в рамках социально-экономического развития новых регионов правительством РФ утверждена новая и более масштабная редакция программы, рассчитанная до 2030 года. В нее включено порядка 300 мероприятий, а в реализации будет задействована вся страна — представители 41 ведомства и отраслевых организаций, 80 регионов-шефов, 29 государственных компаний. Важной задачей для развития новых регионов является и повышение их инвестиционной привлекательности. С начала года объем налоговых поступлений в региональные бюджеты выросли в 2,1 раза к уровню 2023 года, что показывает заинтересованность организаций в локализации и масштабировании своего бизнеса здесь. В текущем году восстановлено 1 535 многоквартирных домов, 230 школ, 143 детских сада, 61 медицинское учреждение, 134 объекта энергоснабжения и 303 объекта теплоснабжения. Новые регионы полностью подготовленными вошли в осенне-зимний сезон, контроль за прохождением которого в этом году был существенно усилен на территории всех субъектов РФ.

С 2022 года Минстрой России выступает координатором социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя, а также ответственным исполнителем за реализацию соответствующей госпрограммы. В уходящем году по госпрограмме на Крымском полуострове реализовано 13 объектов социальной инфраструктуры, в их числе девять детских садов, школа, культурно-досуговый центр, физкультурно-оздоровительный комплекс и объект здравоохранения.

С особым вниманием подходим к решению вопросов в приграничных регионах. Это и принятие первоочередных мер поддержки жителей, лишившихся жилья, и компенсации на проведение капремонта домов, и восстановление объектов социальной, коммунальной, транспортной инфраструктур, и вопросы прохождения осенне-зимнего периода. Ситуация в приграничье, особенно в Курской области, находится в центре внимания всех неравнодушных граждан России. Наглядное подтверждение этому мы увидели в рамках программы «Итоги года с Владимиром Путиным» и по поручению главы государства совместно с представителями регионов решаем все текущие задачи в оперативном порядке.

С учетом вопросов, возникших в процессе отопительного периода этого года, мы обратили особое внимание регионов на дежурство в праздничные дни. Ключевым отличием подготовки к ОЗП в этом сезоне стало участие коллег из Ростехнадзора и Госжилнадзора в процессах получения ресурсоснабжающими организациями паспортов готовности к отопительному сезону, проверки технического состояния объектов коммунального хозяйства и наличия достаточных резервов материально-технического обеспечения. В тесном взаимодействии с представителями Минэнерго и МЧС России до каждого субъекта РФ доведена инструкция по проведению противоаварийных мероприятий. Также сформированы планы реагирования и обеспечено проведение противоаварийных тренировок во всех регионах страны. На основании мониторинга ситуации в рамках проведения штабов по ОЗП в будущем году будем оценивать результаты этой работы.

Все это результаты ежедневного труда всех представителей отрасли — не только работников Минстроя России, но и региональных команд, отраслевых организаций, экспертного сообщества, парламентариев. Но, конечно, помимо ежедневной текущей работы по всем действующим направлениям огромная работа в этом году была проведена по формированию нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». При его создании мы внимательно проанализировали все текущие результаты и отобрали для дальнейшего совершенствования и применения наилучшим образом зарекомендовавшие себя механизмы, подходы и мероприятия.

Какие ключевые изменения произошли за последний год в законодательстве и регулировании строительства? Что ожидается в следующем году?

Развитие строительной отрасли и сферы ЖКХ традиционно опирается на совершенствование законодательной деятельности. В тесном взаимодействии с Госдумой РФ, Советом Федерации, профессиональным экспертным сообществом в уходящем году было принято 188 нормативно-правовых актов.

Результатом этой работы стало сокращение сроков согласования и утверждения документации по планировке территории, ужесточение требований к получению управляющими организациями лицензий на эксплуатацию многоквартирных домов, а также усиление контроля за проведением капитального ремонта общего имущества МКД и требований безопасности в части технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В рамках нормативно-технического регулирования ключевым событием года стало вступление в силу изменений Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, соблюдение требований которого является фундаментом для развития строительной отрасли. Документ усиливает ответственность участников строительного процесса и направлен на повышение качества возводимых объектов жилья, социальной, промышленной и сопутствующей инфраструктур.

Помимо этого, завершился основной этап реформы системы ценообразования в строительстве. Все регионы РФ перешли на ресурсно-индексный метод ценообразования, позволяющий формировать объективную стоимость реализации инвестиционно-строительных проектов. Благодаря этому мы получили дополнительный инструмент анализа с возможностью реагирования на изменения цен строительных ресурсов и можем принимать точечные решения в части проработки мер поддержки отраслевых организаций в каждом регионе.

В 2025 году вступит в силу ряд законов, которыми утвержден механизм применения счетов эскроу при строительстве индивидуальных жилых домов по договорам строительного подряда. Это важный шаг для развития частного домостроения, поскольку покупка своего дома станет быстрее, проще и безопаснее. Кроме того, будут установлены критерии надежности теплоснабжения потребителей для ресурсоснабжающих организаций, муниципальных образований, управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Жилищным кодексом будет обеспечена возможность голосования по вопросам общего собрания собственников МКД на портале «Госуслуги». Градостроительный кодекс пополнится положениями, обязывающими осуществлять строительство инфраструктурных объектов в рамках механизма Комплексного развития территории.

Помимо этого, в следующем году мы продолжим комплексную работу по совершенствованию системы регулирования строительной отрасли и сферы ЖКХ в рамках работы правительства РФ, а также совместно с законодателями, в том числе профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации.

Каковы основные вызовы, стоящие перед отраслью?

Я уже упомянул ранее, что фактически с боем курантов стартует новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», направленный на формирование к 2030 году коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур принципиально иного, более высокого уровня.

В паспорт нацпроекта будут «зашиты» цели и задачи по улучшению среды для жизни более чем в 2 000 опорных населенных пунктов на 30%, а также жилищных условий граждан, по модернизации коммунальной инфраструктуры, повышению уровня предоставляемых коммунальных услуг как минимум для 20 млн человек, росту энергетической и ресурсной эффективности в строительстве и ЖКХ, сокращению непригодного для проживания жилищного фонда. Для достижения верхнеуровневых показателей в составе нацпроекта сформировано 12 федеральных проектов. В них особое внимание будет уделено разработке 200 мастер-планов и комплексных планов долгосрочного развития крупных и малых городов, а также городских агломераций, строительству и обновлению жилья, чтобы при расчете на одного человека в среднем приходилось не менее 33 кв. м. Кроме того, одну из ключевых ролей при реализации федпроектов будут играть сокращение инвестиционно-строительного цикла до тысячи дней, строительство и модернизация 2 тыс. объектов водоснабжения и водоподготовки, благоустройство 30 тыс. территорий и общественных пространств, реализация 1 600 проектов — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Кроме того, в части Минтранса России будет продолжена комплексная работа по обновлению федеральной и городской дорожных сетей, развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла для усиления пассажирского сообщения крупных населенных пунктов с ядром Московской агломерации, повышению безопасности дорожного движения, снижению аварийности совместно с МВД России.

Насколько остро стоит проблема дефицита кадров в строительстве? Сколько людей не хватает стройкомплексу? Каковы наиболее дефицитные специальности?

Привлечение в стройотрасль квалифицированных кадров — вопрос, безусловно, важный, актуальный и своевременный. Новое поколение строителей нужно не только для поддержания высокой динамики строительства, но и для внесения свежих идей в устоявшиеся процессы, развития и совершенствования применяемых технологий и материалов.

Нами регулярно осуществляется мониторинг рынка труда. Наиболее востребованными на данный момент являются рабочие специальности: бетонщики, каменщики, арматурщики, электрогазосварщики, плотники, дорожные рабочие, штукатуры и маляры. В сфере ЖКХ в связи с прохождением отопительного сезона традиционно увеличивается потребность в электромонтерах, слесарях аварийно-восстановительных работ, сантехниках и дворниках. И конечно, мы очень ждем в нашу большую строительную команду выпускников вузов с новыми идеями, проектами, передовыми подходами.

В настоящее время в тесном взаимодействии с федеральными и региональными ведомствами, отраслевым консорциумом «Строительство и архитектура» формируем план мероприятий по подготовке высококвалифицированных кадров для строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года. Это, с одной стороны, позволит нам в современных условиях актуализировать систему строительного образования, а с другой — повысит престижность и востребованность профессий, связанных с архитектурой и строительством.

Также для развития кадрового потенциала строительной отрасли мы проводим Международный строительный чемпионат, который в этом году заинтересовал порядка 50 тыс. человек. Другое значимое событие для привлечения будущих строителей — отраслевой форум «Молодой специалист — строитель будущего». За два года в 24 регионах России его посетили 31 тыс. человек, включая 18 900 студентов. Более 2 200 из них стали обладателями сертификатов на прохождение стажировок и практик с возможностью последующего трудоустройства в региональные строительные организации.

Минстрой России ведет серьезную работу по цифровизации стройотрасли. Расскажите о цифровой вертикали, созданной в ведомстве.

Цифровая вертикаль строительной отрасли является одновременно существенным результатом деятельности стройкомплекса и важнейшим элементом для его дальнейшего развития. Она в рамках единой экосистемы связывает все звенья инвестиционно-строительного цикла, обеспечивая взаимодействие участников проекта в общем информационном пространстве.

Для формирования «цифровой» вертикали отрасли к уже функционирующим решениям платформы экспертизы и системы государственного строительного надзора в 87 субъектах РФ разработана и внедрена информационная система управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП). Объединение информации на региональном уровне в 85 регионах России достигнуто с помощью Государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ (ГИСОГД).

На федеральном уровне сведения обо всех объектах капитального строительства будут аккумулироваться в ЕИС «Стройкомплекс.РФ», которая введена в эксплуатацию в текущем году. Система обеспечивает возможность на основе полученных данных проводить эффективную аналитику, а также принимать в процессе реализации проекта управленческие решения, влияющие на скорость возведения жилья, зданий и сооружений сопутствующей инфраструктуры. Это в перспективе позволит создать «цифрового двойника» не только отдельного мегаполиса, но и всей страны.

На данный момент в рамках создания ЕИС «Стройкомплекс.РФ» разработаны ключевые подсистемы: Реестр документов и Реестр требований. Реестр документов с помощью гибкости и прозрачности пришел на смену Исчерпывающему перечню. В нем содержатся сведения обо всех 575 документах, материалах, сведениях и согласованиях, которые необходимы застройщику, а также техническому заказчику для реализации инвестиционно-строительного проекта. Реестр требований служит инструментом для систематизации и урегулирования противоречий между нормативно-техническими требованиями различных федеральных органов исполнительной власти. На данный момент в нем опубликовано свыше 115 тыс. требований.

Какие тренды будут определять развитие строительного сектора в следующем году?

Будущий год станет импульсом нового шестилетнего периода развития строительной отрасли и сферы ЖКХ. В текущей социально-экономической ситуации на первый план выйдут эффективность расходования средств федерального и региональных бюджетов, привлечение инвестиций для реализации строительных проектов, определение дополнительных точек роста городов, агломераций и населенных пунктов, а также повышенное внимание к вопросам модернизации коммунальной инфраструктуры. Для сохранения баланса расходования энергоресурсов в разрезе развития территорий регионов РФ необходимо будет комплексно подойти к вопросу оценки резервов мощностей сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения.

Расслабляться некогда. Перед строительным комплексом и ЖКХ, как и перед всей страной, стоят важные и масштабные задачи, которые определены главой государства в рамках национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденных указом президента №309 от 07.05.2024. Как я уже отметил, мы активно занимались этими вопросами на протяжении всего года в рамках формирования национального проекта «Инфраструктура для жизни». И уже с первых дней нового 2025 года вся команда Минстроя России и нашей отрасли будет работать над реализацией этих задач на благо жителей страны.

Расслабляться некогда: стройотрасль подводит итоги нацпроекта и разрабатывает планы на будущее. Интервью Ирека Файзуллина Строительной газете.
Источник: https://www.minstroyrf.ru

Топ

Лента новостей