… В Москве - глубокая ночь. Во Владивостоке - утро. С трудом заставляю себя взять и набрать телефон Ирины Ефремовой, жены Сергея Ефремова, командира добровольческого отряда «Тигра», убитого в воскресенье в Курском приграничье… (Он вывозил раненых с передовой, и его машина подорвалась на фашистской мине.)
Язык не поворачивается назвать ее вдовой.
Она прислала мне много фоток. Часть из них - здесь…
- Сережу домой везет Ромка. Наш сынок. Ромка вместе с Сережей воюет в 155-й бригаде.
Она, кажется, еще до конца не верит, что ее Сережа и прославленный командир погиб.
Включаю диктофон…
… Алло! Ирина, можете говорить?
- Ну, как?.. Вообще-то я на работе.
- На работе? А кем вы работаете?
- Я - врач. У меня сейчас прием. Но несколько минут есть. Александр, спрашивайте…
Сергей Ефремов с супругой Ириной.
Личный архив
…- Ирина, извините, что я такие вопросы задаю. Просто меня ваша фраза, которую вы мне написали после нашего первого разговора, впечатлила…
Я вам сказал - держитесь, а вы написали: «Как мой муж говорил … Держим строй». Какой смысл вкладывал Сергей Ефремов в эту фразу?
- Знаете, он же с детства хотел быть военным. Знаете, есть люди, которые когда-то приходят к этому, а он - с малышни, с пяти-семи лет знал, что будет военным.
Он проходил какие-то пути, искал себя немножко. Сначала он быть хотел подводником, потом летчиком, да, потом десантником. И закончил Суворовское училище, потом поступил в Рязань.
И Сережа всегда этим болел, так скажем. У него карьера такая хорошая была…
И ушел-то он из армии только в 90-е годы, когда реально по 80 долларов платили, а у него уже семья и двое детей, да.
Личный архив
И когда предложили работу там в западной компании, друг ему предложил, и когда у него один месячный оклад равнялся его годовой зарплате, которую платили военным, у него стоял очень сильно вопрос этот на весах…
- Ну, понятно.
- Да, и это… выбрал тогда семью. И поэтому - у него такой девиз по жизни - что бы ни случилось, да, как бы тяжело не было, строй мы держим.
У нас и семья-то, видите, большая, да, шесть человек (у супругов Ефремовых четверо детей – авт.), каждый друг за дружку, все разные, очень разные. Даже и... старший, допустим, такая копия папы, такой же энергичный, такой же предприимчивый, такой же говорливый.
- Извините, вы сказали - сейчас на работе, да, находитесь? Вы доктор, да, врач?
Какой специализации?
- Да, я аллерголог-иммунолог.
- Ой, извините. У вас там пациенты, наверное, а вы со мной?
- Нет, через минут десять уже…
- Ладно… Тогда, знаете, у меня такой вопрос. Как вы с Сергеем познакомились? И - когда?
- Мы учились в одной школе в параллельных классах.
- Серьезно? Ух ты!
- Да, там и познакомились. Раньше, знаете, все как-то дружили, и долго потом дружба сохранялась.
Потом многие попереженились. А он просто в 10-11 классе ушел в Суворовское училище.
Сергей Ефремов - выпускник Суворовского училища.
Личный архив
- Ирина, а когда вы влюбились друг в дружку?
- У нас, Александр, сложная история. Сережа ушел в Суворовское училище, потом уехал в Рязань.
Он всегда говорил: если мне жена положена, мне ее выдаст армия, так скажем. И первую супругу... Такая шутка, и он даже, когда с первой женой познакомился - а она была военнослужащей- он тогда решил, что это, наверное, действительно, судьба такая.
А мы все были из одной компании, собственно говоря. Ну вот и я за другого мужчину вышла, тоже из нашей компании.
А потом уже, знаете, как бывает, к тридцати все поразводились.
Но нам с Сережей всегда просто было легко, мы оба Львы. Поэтому нам всегда было очень легко общаться, всегда как-то тянуло друг к другу, но без каких-то, знаете, ситуаций.
Личный архив
- А первый кто объяснился в любви или как вы почувствовали?
- Знаете, это была такая смешная история в плане того, что мы уже были разведены и потом как-то встретились на дне рождения нашей совместной подруги и просто потанцевали вместе. И после этого уже все как-то началось.
Потом мы утром сходили позавтракать… Видите, люди ужинают вместе, а мы - на завтрак сходили, потом - в кино, вечером. И через три дня мы уже решили, что - уже... Даже не мы, это, видимо, Сережа решил, что - все, он уже все решил за меня. А я улетела в командировку по работе. И, он там мне стал писать: «Я тебя люблю». А мне было так как бы необычно, странно и...
В общем, потом, когда меня уже встретили из командировки, все, уже жили вместе, уже все, за меня все решили. И вообще, моего мнения никто не спросил.
- Сколько вы вместе прожили?
- 20 лет. Сейчас в апреле было бы 20 лет. Мы празднуем в сентябре всегда годовщину того дня, когда мы там были на свадьбе.
И у нас через несколько месяцев родилась потом дочь.
Потом мы забрали мальчишек его старших - из первой семьи - к себе. Мой Ромка - тоже, конечно же, с нами. Так мы жили все вместе. В однокомнатной квартире сразу образовалось шесть человек, было очень сложно.
…А врагов у него никогда не было
Семья Сергея Ефремова.
Личный архив
- Ирина, а почему Сергея Ефремова все так любят? Я имею в виду, и простые ребята - подчиненные, и чиновники, и врагов у него нет. Чем объяснить? Что у него за характер?
- Знаете, наверное, врагов, действительно, нет каких-то. Может быть, есть какие-то завистники, как всегда.
Всегда со стороны кажется, что у тебя все хорошо, все удачно, и никто не видит упорный труд, бесконечные бессонные ночи.
Сережа всегда - всегда мечтал об отдыхе. Он считал, что самый лучший для него отдых - это вообще ничего не делать, лежать на диване. Но у него так никогда не получалось.
И даже когда Сережа лежал, вы знаете, иногда бывает, говорят: муж лежит на диване, телевизор смотрит или еще что-нибудь такое. Он никогда так время не проводил. Он все время что-то изучал, что-то смотрел…
- Ирина, и такой еще, может быть, не очень удобный вопрос… Он в некоторых моих интервью, посвященных Сергею Ефремову, сквозит… Типа - все было у человека.
Была биография, были награды, была работа - вице-губернатор все же. Почему он пошел на войну? Как Сергей сам вам это объяснял?
- Вы знаете, мне этот вопрос задают: как ты его туда отпустила? Я говорю: а как я могла его остановить?
- А он почему пошел? Скажите, что это за человек - Сергей Ефремов?
- Он всегда считал, что лучшая смерть для него… Ну, конечно, он это говорил так, никогда не думая, что так произойдет. Но это могло произойти, только если он пойдет на передовую. И если придется умереть, то только сражаясь за Родину. И умереть с гранатой в руке, к примеру, и было бы славно, если бы еще двух фашистов с собой забрать.
Сережа воспитан в то время, на всех этих примерах, с военными фильмами. У нас вся семья их знает, он их смотрел, он их все знал, «Они сражались за Родину»…
Поэтому так жил. И поэтому остановить - ну как я его могла? Причем я понимала, что сын у меня там тоже служит. И мне тоже говорили: почему ты не заберешь сына оттуда, да? И я говорю: а как? А кто тогда будет Родину защищать?
Сын Роман вместе с отцом отправился в зону СВО.
Личный архив
- Последний раз вы когда с Сергеем говорили?
- Разговаривала я где-то за два часа до этого события. У меня СМСка, мы же все время переписывались.
Я сейчас все время смотрю видео, он присылал вечером. Они с Ромкой сидели, он к нему приезжал на ужин, вот они сидят, просто ужинают.
Сережа говорит, что - типа: мы рвемся в бой, туман мешает, мы рвемся в бой, чтобы уже раньше начать и раньше закончить.
Все хорошо, он же всегда такой на позитиве. Слово «депрессия» — это не его вообще. Ну, такой тип характера, да.
Конечно, у него были сложные моменты, это все понятно. Но как-то он виду не показывал, да. Потом ему всегда казалось, что неразрешимой ситуации нет.
Сергей Ефремов с супругой Ириной.
Личный архив
- Если это можно, конечно, - чем были СМСки?
- Последние? Да нет, вы знаете, это обычная такая история. Каждое утро, то, что мне сейчас ужасно не хватает, когда я встаю и смотрю, когда он был последний раз в сети, да.
Потом начинается: «Как дела?» Я ему: «Спокойной ночи». Он мне: «Хорошего дня рабочего». Такие. А это было в воскресенье утром. Он мне написал: «Все, я спать ложусь», к примеру. Я говорю: «Все». Он говорит: «Какие планы на… (это же воскресенье)?» Я говорю: мы с подругой сегодня в бассейн, мы там записались, мы пошли, через часик освобожусь. Как бы такие. Никто же не планирует и не знает, что это последняя СМСка
А потом я пишу ему: «Все, я вышла. Ты как там?». А смотрю, СМСка не доходит уже, одна галочка. Ну, я сначала подумала, что он… у него так бывает, что они в какое-то место поехали, связи нет.
Но, знаете, как говорят, что у людей там предчувствие какое-то… У меня нулевое было предчувствие, если, допустим, в какие-то моменты бывают какие-то, прям чувствуешь опасность, то вот прям - нулевое. И я просто потом, когда через два часа понимаю, что-то долго, да, и тут у меня началось как бы.
Потом позвонил брат, и это, конечно, очень страшно.
- Его брат, он первым узнал, что Сергея нет?
- Да, ему кто-то сообщил, первый, да. Они стали быстро узнавать по разным каналам, правда это или нет. А то все ж боятся, это фейки, знаете, непроверенная информация.
- Я боюсь спрашивать, и все же … Ваша реакция какая была первая, когда вы поняли, что Сергея нет?
- Какая здесь может быть реакция…
- Извините меня, Ирина.
- Я не из тех, которые, знаете… Просто, когда мир рушится, ты не можешь ничего сказать.
Я Сережу никогда не ассоциировала с чем-то ужасным, мне казалось, что его всегда стороной вся беда обойдет. Ну, почему-то, знаете, что над ним ангел-хранитель какой-то есть и он его всегда защитит.
Личный архив
- Ну, к сожалению, он ушел…
- Говорит мне: с моими ничего не случится. Знаете, я три года живу с этой мыслью, с молитвой такой. Но, к сожалению… (Ирина плачет)
- Ну, не плачьте, пожалуйста, извините меня ради Бога, что я...
- Да. Это просто так сейчас не пройдет. Так невозможно.
- Держитесь. Он не ушел. Я вам говорил сегодня, что у меня родственники, друзья многие ушли. Но они со мной. А то я сейчас тоже расплачусь с вами.
- А вы на фронт к Сергею ездили?
- Я летала к нему, знаете, нам было по 50 лет в прошлом году обоим.
Проводы Сергея в зону СВО.
Личный архив
- Вы летали туда, в зону СВО?
- Я два раза там была, да. Я в ноябре была, недавно совсем.
- А он вас туда пускал?
- Да, и даже в последний раз я была в Волновахе, и он так прям очень переживал.
В это время стало там чуть-чуть потише, и боевые действия были чуть дальше, и мы были несколько дней в доме, который был в самой деревне Волновахе, а фронт был, допустим, в десяти километрах. Это летом.
А сейчас я в ноябре приехала, и он надеялся, что будет затишье, что мы будем в Рыльске.
- А это была последняя встреча ваша?
- Нет, потом он приезжал на неделю в Владивосток, на Новый год. Мы съездили на пять дней на Камчатку, и девятого он улетел, и уже больше я его не видела.
Ну, видите, благо есть средства связи… Вот я не представляю, как люди раньше на войну уходили. У меня не было ощущения, что его нет рядом - эти контакты, бесконечные видеозаметки какие-то, ты в полном контакте существуешь с человеком.
То, что у меня сейчас обрублено. Поскольку я три года живу в режиме, что он не приходит домой вечером с работы, его нет все время, но ты в постоянной переписке, в постоянном общении…
И поэтому сейчас у меня стоит портрет, знаете, совместный из Волновахи, в подсолнухах. Мы его так просто увеличили, и я даже ленточку черную не вешаю, я не могу представить Сережу неживым. Я встаю утром, здороваюсь с ним…
* * *
- Скажите, а вы... У вас есть возможность сейчас обратиться ко всем тем людям, которые... Которые… Разделить горе невозможно, но которые вас поддерживают.
- Приходили люди на возложение венков на центральной площади Владивостока… И дочка говорит: столько было людей, и поплакали, и столько говорили хороших слов, приносили цветы. Да, он этого заслуживает, это достойно...
- Это только у вас на площади, во Владивостоке. Я даже вижу эту площадь, я там бывал. А это же вся Россия вздрогнула…
- Я бы хотела, чтобы таких мужчин, как мой Сережа, было побольше, на кого можно опереться всегда. (Ирина плачет)
- Пожалуйста, не плачьте и простите меня, ради Бога, за это интервью.
- Знаете, Александр… Я не была поражена тому, сколько друзей у моего Сережи. Я знала это, но что их такое количество, что люди так искренне соболезнуют, предлагают помощь… Это бесценно. Те люди, которых я знала, с которыми он сталкивался, которых я уже не знала. Какие-то совсем молодые... Но просто у нас очень хорошие люди. Очень. Поэтому, когда у нас горе, нас оно очень объединяет.
- Мы победим?
- Мы точно победим. Мы победим.
Командир приморского добровольческого отряда "Тигр" Сергей Ефремов погиб в Курской области 2 февраля.
- Простите меня еще раз, ладно? Не плачьте. И вас там пациенты, наверное, уже ждут около кабинета.
- Через три минуты...
- Ладно, я буду еще переживать наш разговор. И я это опубликую.
- Знаете, Александр, Сережа всегда говорил: «Есть такая профессия - Родину защищать». (Знаменитая фраза из фильма «Офицеры» - авт.) И я думаю, наверное, я напишу это на надгробье. Посовещаюсь с детьми, но, наверное, так.
- Пожалуйста, берегите себя.
- Спасибо.
- Все, держитесь, пожалуйста. Держим строй. Держим строй.
- Да, держим…
Личный архив
* * *
Наша блестящая стенографистка Вика Куренкова (она расшифровывала это все) - у которой я спросил потом: «Как тебе наш разговор?» - сказала: «Мне кажется, Ирине хотелось высказаться».
И еще два звуковых письма Ирины Ефремрвой. Я получил их ночью.
«Сережа, как Буратино, рожден для радости. А ему пришлось идти на войну…»
- Александр, какие понадобятся вам фотографии, такие и возьмите. Хотела еще сказать, я его всегда называла, знаете, «мой герой», таким он и останется для меня. Люди, его все знакомые, говорили, немножко грубовато, что он, как Буратино, рожден на радость людям. То есть везде, куда бы ни заходил, к кому бы ни приходил, всегда как-то все так озарялось, все начинало двигаться, все было так живо, ярко и душевно, празднично. Вот он такой человек-праздник всегда был. Поэтому это вот то, что останется у нас в душе, мы его не можем представить, что его с нами нет, в душе у нас останется все, что он нам подарил, праздник за эти годы.
«Была у него под Курском. Вокруг грохочет, а мне рядом с Сережей не страшно».
- Александр, у меня просто ещё мысль такая пришла. Вот я летала последний раз к нему, уже под Курск, поскольку наступление началось, уже не могли мы где-то отдельно сидеть, ему нужно было быть на… (слово мы не разобрали).
И вот там был такой просто коттедж, который они занимали. Там штаб у них, они снимали, заняли.
Вот у Сережи комната была на третьем этаже. То есть наверху грохочет всё время бесконечно, и меня все спрашивали: как ты, тебе не было страшно там?
Я вроде бы понимаю, что вокруг война и совсем в двух километрах фронт, но вот понимаю, что он рядом, и вот не страшно совсем. Вот это ощущение, когда за тобой - такой человек, который может решить любую проблему, опора тебе на всю жизнь.
Это вот прямо ощущение, которое Сережа всегда давал, такое чувство уверенности, что рядом с ним все будет хорошо. Абсолютное такое, знаете, спокойствие…
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Глава Хабаровского края: Командир «Тигра» Ефремов был инициативным и чутким воином
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин - с политобозревателем «КП» Гамовым (подробности)