В связи с самоубийством Романа Старовойтова хочу напомнить случаи самоубийств советских и российских чиновников
Николай Щелоков. 13 декабря 1984 года бывший министр внутренних дел СССР (1966–1982) застрелился на своей даче в Серебряном Бору. Причиной стало уголовное преследование после отставки: при Юрии Андропове его лишили звания, партийного билета и государственных наград. Самоубийство произошло на следующий день после указа о лишении последних наград.
Дальше были переломные девяностые.
Борис Пуго. 22 августа 1991 года министр внутренних дел СССР (1990–1991) и участник ГКЧП застрелился вместе с женой в московской квартире после провала августовского путча. В предсмертной записке написал: «Я излишне доверился людям. Я честно прожил всю жизнь».
Сергей Ахромеев. 24 августа 1991 года маршал СССР и военный советник Горбачёва покончил с собой в кабинете Кремля. Он поддерживал ГКЧП и оставил записку: «Я боролся до конца». Его смерть стала символом краха советской системы.
Николай Кручина. 26 августа 1991 года управляющий делами ЦК КПСС выбросился с балкона своей квартиры. В записке признался: «Я не заговорщик, но я трус». Его связывали с расследованием финансовых махинаций партийной верхушки.
Георгий Павлов. 6 октября 1991 года бывший управляющий делами ЦК КПСС (предшественник Кручины) также выбросился из окна. Точные мотивы неизвестны, но его смерть связана с распадом СССР и давлением со стороны следствия.
Дмитрий Лисоволик. 17 октября 1991 года заведующий сектором США международного отдела ЦК КПСС совершил самоубийство, спрыгнув с 12-го этажа. Обстоятельства остались неясными, но вероятно, они были связаны с крахом коммунистического режима.
Николай Скрипник. 7 июля 1933 года нарком просвещения Украины застрелился в кабинете после обвинений в «украинском национализме». В некрологе ЦК назвал его поступок «актом малодушия».
И до самоубийства Романа Старовойта таких случаев больше не было. Скорее всего, в истории тоже останется, что он застрелился после отставки на фоне уголовного дела о хищениях при строительстве оборонительных сооружений в Курской области. Но сопоставить и осмыслить даты самоубийства, а они пока разнятся, и отставки, которая датирована 7 июля, нам еще предстоит.
Большинство вышеописанных случаев связано с политическими кризисами — распад СССР, репрессии, либо же, как в случае со Старовойтом, уголовными преследованиями.