Однажды в архиве цифровых фотографий мое внимание привлекли несколько файлов в папке с какими-то позабытыми картинками. Это был отсканированный черно-белый снимок. Рядом обнаружились увеличенные фрагменты этой же фотографии, которые я сам и делал несколько лет назад. Но никаких обозначений и пометок не было. Название файла тоже отсутствовало.
Фото было явно эпохи имперской России и сделано, вероятно, во время прогулки по какому-то парку или роще. На нем запечатлены несколько женщин и мужчина в окружении старых и высоких деревьев.
Единственное, что смог вспомнить, это тот факт, что фото было выложено в одной из тематических групп в социальной сети «ВКонтакте» с вопросом об установлении места съемки. Автор поста ссылался на то, что конкретного места дореволюционной «фотосессии» указано не было.
Как ни крутил и ни увеличивал снимок, но догадаться, что это за место, так и не смог. Возникла версия, что это может быть Знаменская роща. Но кто и как это может подтвердить?
Обычно насмотренность на старые образы Курска позволяет угадывать более половины от всех встреченных раритетных фото нашего города. Но тут была сложность, своего рода вызов, чтобы еще раз проанализировать снимок.
У меня было несколько путей, чтобы отгадать загадку. Прежде всего надо было найти того, кто выложил фотографию в публичный доступ. Попробовал написать нескольким людям, связанным с краеведческими пабликами во «ВКонтакте». Но не получил ответа от администратора самого крупного сообщества по этой тематике. Пост со снимком также был, вероятно, удален. Но на фотокопии была небольшая зацепка.
Это был водяной знак в правом нижнем углу и почти посередине –прямая наводка на правильный ответ. По крайней мере, так тогда казалось. На водяном знаке значилось, что фотография взята из фондов Курского краеведческого музея. И рядом стоял псевдоним Zenon.
Если некий Zenon выложил фото и открыто заявил о том, что он взял его из фонда краеведческого музея, то, вполне вероятно, что это работник главного музея области.
Написал научному сотруднику музея и почти сразу же получил ответ: «Да, это наше фото, но порадовать мне тебя особо нечем. Фотография эта из архива семьи Киреевских. Что касается места съемки, то оно неизвестно».
Я был рад и огорчен одновременно. Радость была от того, что узнал фамилию семьи, у которой было фото. Но стоило предпринять еще усилия на установление точного места съемки.
На сайте Госкаталога, где музеи России размещают фото своих экспонатов, копии снимка не нашел, но решил более внимательно присмотреться к объектам на нем.
Фотография была сделана в сельской местности или большом парке в городе. Фотохудожник запечатлел глубокую осень – деревья скинули практически всю листву.
Внизу карточки видна канавка, которая, немного изгибаясь, тянется вдаль. Справа – грунтовая дорога через рощу и подножие какого-то покатого холма, также поросшего деревьями и усыпанного палой листвой.
Насколько видно, в кадре находятся девять человек. Один мужчина и восемь дам. По кадру непонятно, то ли все персоны гуляли за канавкой и снова вышли на дорожку, то ли несколько человек слева самостоятельно решили исследовать низменность. Люди одеты дорого и по моде конца XIX века, которая была актуальна до Первой мировой войны.
Для этого времени характерны большие шляпы с перьями цапли, куропатки, страуса; длинные пальто с отворотом и выглядывающей блузкой, рюшами или бантом; «юбки в пол» дополняли осенне-зимний гардероб.
Мужская мода – наиболее медленно меняющийся тренд в истории одежды. И на фото мужчина в шляпе, пальто, прямых и широких штанах. Обуви не видно, но мало ошибемся, если скажем, что герои фотокарточки носят кожаные сапоги и туфли.
Из уточненной информации краеведческого музея стала известна и дата фотографии. Это был 1913 год.
Вдали, за деревьями, в метрах 100 от фотографа бледнеет некое двухъярусное строение. Важный объект, но плохо различимый. Это может быть и церковь, а в случае дачи или парка – дом с ротондой или флигелем.
Фото сделано приблизительно утром. Во-первых, деревья еще не успели дать длинную тень, а во-вторых, для чувствительных фотоаппаратов той эпохи нужно было максимум света. Грубо говоря, это, вероятно, утренняя прогулка.
Но обратим наше внимание на владельцев фотографии. Киреевские – старинный род, который служил Москве с XVI века, когда их предки перешли на службу Иоанну Васильевичу, прозванному Грозным.
Сейчас список представителей рода Киреевских с XVII века составляет сотни имен. Но одна ветвь очень тесно связана с нашей губернией.
Что касается их ближайших предков и родственников, то Петр Киреевский еще в начале XIX века имел усадьбу в селе Богородицкое в Орловской губернии. Сын Петра Васильевича Николай ушел в отставку в чине капитана и поселился в нашей губернии. Он пользовался большим авторитетом и стал в 1831 году предводителем уездного дворянства. В свою очередь сын Николая, Дмитрий Киреевский, стал предводителем Курского губернского дворянства. Его дети жили на нашей земле, и именно их фотография вызвала столько вопросов. Была еще усадьба Шаблыкино в Орловской губернии, которая также принадлежала с XVIII века представителям рода Киреевских. Может, фото сделано вовсе не в Курске, а в одном из этих имений?
Кандидат исторических наук Виктор Раков осторожно заметил: «Судя по рельефу и контурам здания в зарослях – Стезева дача. Но это предположение».
В начале XIX века это место территориально числилось за Пушкарной слободой (от названия слободы остались несколько одноименных улиц в этом районе). Эти живописные земли купил обер-прокурор П.И. Авери. А в 1880 году дача перешла в собственность А.П. Стезева, который был военным врачом. Стезевка была известна некоторое время как маленький курорт, так как на ее территории обнаружились минеральные воды, которые имели лечебный эффект.
Неплохое место для прогулок. А их Киреевские очень любили. В фонде музея и в частных коллекциях есть десятки фотографий Киреевских с велосипедных и пеших прогулок. И выбраться за пределы имения или на окраину города для них было делом обычным.
Краевед Юрий Бугров считал, что представители рода Киреевских, сыновья Василия – Лев и Петр – занимались фотоделом на уровне профессионалов, но в качестве увлечения. Эта же любовь к фото сделала Льва Киреевского первым «фотошопером» в истории Курска, а проще говоря, мастером фотомонтажа. Вполне возможно, наше фото сделал именно он.
И все же мне так и не удалось найти конкретное место, где была создана эта фотография, даже несмотря на опросы специалистов. Возможно, в будущем будут обнаружены еще фотокарточки из той же серии, которые смогут решить вопрос идентификации места и даже действующих лиц на этом чудесном осеннем снимке.
Фото из архива Курского краеведческого музея.