Сыну губернатора Мордовии и Самарской области Николаю Меркушкина – Алексею, дали 7 лет строгого режима. Что ж, надо поздравить и.о. губернатора Курской области Александра Хинштейна – он долго добивался этого приговора (в бытность депутатом от Самарской области и главой комитета Госдумы по безопасности и борьбе с коррупцией). Тут, в пору сказать, «мы добивались», так как семейный клан Меркушкиных нас обоих раздражал – и я, не без помощи Хинштейна, написал целую серию расследований о том, как это прекрасное семейство зарабатывало на моей малой родине, а потом в Самаре, свои миллиарды…
И вот 7 лет строгача для сына губернатора – Алексея Меркушкина, которого отец на его беду устроил вице-премьером Мордовии. Года три его судили. И я… переменил свое отношение к Алексею. Теперь мне его искренно жаль, потому что он сидит не только за себя, но и за других.
История, вкратце, такая. (я ее описывал в расследовании «КП» «Как «принцы» из провинции играют миллиардами и строят дворцы») Жили были два мажора, два Леши – дети двух главных персон Мордовии главы и сенатора (Гришин-старший потом станет ректором «Плехановки») – Алексей Меркушкин и Алексей Гришин. Дети жили замечательно – им даже, кроме всего прочего, подарили конфетную фабрику, банк. Республика практически принадлежала Семье, поэтому принцев ждало лучезарное будущее.
Меркушкина отправили на повышение – руководить Самарской областью, он оставил на хозяйстве своего товарища – Волкова, и все было бы хорошо, если бы не характер главы Семьи. В Самаре он разругался со многими, в том числе на свою беду – с Хинштейном и другими влиятельными людьми. Силовики установили за Меркушкиными наблюдение. И скоро, по цепочке, хорошие профи, следователи, вышли на Семью. Начали с мелких воришек. С какого-то газетного верстальщика по грошовому эпизоду. Ставили условие – показание на более крупных воров и через полгода свободен. (ну, не хотят люди зря сидеть) Так, от мелкого к среднему, от среднего – к крупному, пришли к меркушкинскому «принцу" – Алексею. Его сдал… Да-да, закадычный друг-мажор, сын ректора «Плехановки». Он уже успел послужить министром строительства Самарской области, стать проректором МГУ и построить в Подмосковье величественную виллу на полмиллиарда рублей.
Не буду пересказывать все тонкости уголовного дела, но все эпизоды сводились к одному. Везде грешил Гришин со своей сестрой, главой «Мордовпромстройбанка» – там были и взятки (под видом продажи акций кондитерской фабрики «Ламзурь» был подкуплен один из банковских ревизоров), сбыт по завышенной цене недвижимости республиканскому правительству (так мордовский ВДНХ был продан государству, банку семьи не хватало денег). На бумагах красовались подписи тогдашнего главы республики…
Но сел лишь компаньон Гришина – Леша Меркушкин, хотя его роль – второстепенна. Он лишь улыбчивый соучастник, привыкший, что папа всегда поможет. Таких в финале настоящих антикоррупционных расследований сажают массово, как гарнир к главному блюду – когда в тюрьме оказывается реальный мафиози.
А тут - все наоборот.
Его бывший друг Леша Гришин, отсидев считанные месяцы, отправился на свою виллу. Его папа на пенсию. Экс-глава Мордовии Волков – на пенсию. А бывший глава Мордовии и Самарской области, отец всего семейства Николай Меркушкин – живет себе в Саранске, как брешут местные, не поддаваясь уговорам раскошелиться и вернуть добро государству.
За все хитроумные махинации отсидит Алексей. Не безвинно, нет… Но один...