Буквицы Кариона Истомина

Буквицы Кариона Истомина

Буквицы Кариона ИстоминаОн родился в «бунташный» век. Годы его осознанной жизни пришлись на противоборство идей в православном духовенстве. Специалисты утверждают, что он мог появиться на свет в 1650-м. Но на самом деле не знаем ни точный год его рождения, ни день. И даже мирское имя Истомина неизвестно до сих пор. Но если взять за основу упомянутый выше год, то в 2025-м отметим 375 лет со дня рождения Кариона Истомина – курянина, который в свое время смог стать одним из главных просветителей России.

От великого русского книжника Кариона Истомина не осталось его имени, полученного при рождении в Курске, но сохранились такие мелочи, как расписки о получении денег за обучение или сообщения о деловых поездках. Этот парадокс не должен удивлять – в XVII столетии наступало время деятельных людей, происхождение которых не играло почти никакой роли. Да что уж там говорить, начиналась новая Россия с династией, лишь косвенно связанной с Рюриковичами.
Где-то в середине XVII века, точнее сказать уже сложно, Истомин родился в семье людей, которые хорошо знали грамоту. Родственники служили подьячими: записывали письма, указы, приказы, заполняли простейшую статистику. Курск к моменту отъезда Истомина в Путивль в 1672 году был небольшим городом. В Воронеже жили уже более 5 тысяч человек, население Белгорода тоже было сопоставимо с воронежскими цифрами. Курск несколько уступал соседям, но в основном все тут было практически так же, как и во многих городах Московского царства.
Да, мы ничего не знаем о детстве Кариона, но сомневаться в том, что уже в ранние годы он делал весьма существенные успехи в учебе, не стоит. Еще тогда он перерос то образование, которое могли дать в городе. И должно было сложиться так, чтобы юный Истомин стал незаметным чиновником. Но карьера подьячего в Курске была не для него. Больше всего его привлекали жизнь духовная, полеты ума и поэзия.
И ему было на кого равняться. Шурин его старшего брата Гавриила Истомина был очень талантливым и амбициозным. В 1672 году Симеон Медведев едет в Путивль, где принимает монашество и отныне зовется Сильвестром. И здесь начинается поворот в судьбе Истомина. 24-летний курянин держит путь в Молченскую Софрониеву пустынь. Там его уже ждет Медведев, принявший постриг под именем Сильвестр. Есть древняя традиция, по которой монаху присваивалось новое имея на ту же букву, на которую начиналось имя мирское. Так, например, один из братьев просветителей славян Константин стал Кириллом. Так же и Истомин мог носить имя на букву «к». Но какое именно – загадка.
В Молченской пустыни Истомин принимает постриг под именем Карион и дня не проходит, чтобы он не углубился в чтение или написание заметок, писем и стихов. Симеон Полоцкий, его ученик Сильвестр Медведев и Карион Истомин увлеклись силлабическим стихосложением и по барочным традициям того времени использовали в текстах много символизма и украшательства. К примеру, стихотворение, написанное Истоминым в честь дня рождения царевича Алексея, – в виде рождественской звезды.
Лишь иногда Истомин выбирался в столицу по служебным делам монастыря. Но вот Сильвестр сначала переехал в монастырь рядом с Курском, а потом устремляется снова в Москву, устраивается там и вызывает родственника. В 1679 году Карион получает должность писца, а следом – чтеца на Печатном дворе. Он не просто напитывается книжной ученостью, но и служит там, где эти книги нередко и выпускаются, тем более Верхний Печатный двор был независим от патриарха.
Иеромонах Карион переселяется в Чудов монастырь, который был издавна славен своими духовными сподвижниками и мудрецами. Под влиянием учителей он изучает латынь и польский, на тот момент дипломатические языки для Русского царства. Но намечается и будущий раскол. Карион больше тяготел к византийской традиции, и учеба греческому языку показалась ему полезнее. Тем более что патриарх Иоаким боролся как мог с группой духовенства так называемых «латинствующих». Людей, сочувственно относившихся к католической и лютеранской верам и западному философскому течению.
1680-е – это еще и годы ожесточенных богословских споров. Одним из самых известных стал спор о пресуществлении Святых Даров. Если попытаться коротко объяснить, то дискуссия была открыта еще в Средние века и касалась Таинства Евхаристии. В какой момент литургии хлеб и вино становятся телом и кровью Спасителя Иисуса Христа? Когда священник вслух произносит нужные слова молитвы и если да, то какие именно литургические фразы могут превращать вино и хлеб в Дары? Также предметом разночтений стала суть чуда Евхаристии: превращается ли вино и хлеб фактически в другое вещество (кровь и плоть Спасителя) или это символический обряд и не более, некое напоминание. Православные богословы, в отличие от других конфессий, мудро приняли формулировку «веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина».
Участвовал в этих прениях и Карион Истомин. Выслушав все стороны и не один раз, он пришел к мнению, что «греческая» точка зрения гораздо ближе к истине. Сильвестр же был обвинен в распространении ереси и публично признал свою вину. Вдобавок он поддерживал царевну Софью, временного регента. Все его надежды были на то, что Софья позволит основать новую Академию в Москве и ее руководителем станет Сильвестр Медведев.
Этому помешал один из многочисленных бунтов стрельцов в 1682 году. Наладить отношения вызвался патриарх Иоаким, при котором устроился Карион и фактически стал его секретарем. Он был в составе делегации просивших помилования стрельцов. Именно в такие исторические моменты Истомин стал писать свои поэтические вирши, приуроченные к событиям. О старообрядцах, возведении на престол двух царей, о царевне Софье. Карион смог добиться уровня доверия, при котором ему было позволено входить в царский дворец.
В 1689 году царя Петра женили на Евдокии Лопухиной. Истомин написал прекрасную барочную поэму «Книга Любви в честен брак». Карион практически во всех своих трудах использует Евангелие, как основу и отправную точку для создания текста. И поэма в честь брака царствующих особ не исключение. Он сравнивает свадьбу Петра с новозаветным событием в Кане Галилейской, где Иисус и его ученики были приглашены на свадьбу. Карион направляет текст так, будто это событие повторяется вновь, только в Москве, и Христос снова навещает брачующихся.
Надежды Истомина на широкую образовательную деятельность Софьи рухнули, когда она была заточена в Новодевичью обитель. В опале оказался его родственник Сильвестр – сторонник Милославских. Так курский клан попал под подозрения Нарышкиных и лично царя Петра Алексеевича. Помогло лишь то, что Карион уже давно не поддерживал никаких отношений с Сильвестром, и более того просил своего племянника передавать всю информацию из его окружения ему. Полагают, что разговоры Сильвестра Медведева, или как его называли после расстрижения Сеньки (от мирского имени Симеон) Карион передавал патриарху Иоакиму. Сильвестр был обвинен не только в активной поддержке бунта и Софьи, но и в притязаниях на патриарший престол. В феврале 1691 года курянин Сенька Медведев, за которым когда-то тянулся Карион Истомин, был обезглавлен.
Истомин же некоторое время будет находиться в отдалении от царского дворца, но потом все наладится. Карион после смерти патриарха Иоакима стал секретарем Адриана, следующего, последнего патриарха досинодального периода. В это время кроме своей обычной работы, связанной с Печатным двором, Карион пытался предложить свои услуги для обучения Алексея Петровича, сына Петра I.
В середине 1690-х Истомин преподнес царствующей семье несколько разных редакций своего «Букваря славенороссийских писмен». Эта работа вошла в историю педагогики и книжного дела России. Почти все страницы букваря украшены рисунками. Истомин использует современную методику обучения алфавиту, на каждую букву предлагая слово, которое начинается с этой буквы (реже содержит ее) и лубочные образы ко всем словам. Внизу страницы он расположил свои стихи о букве.
Характерной чертой нового букваря стало почти полное отсутствие религиозной тематики в картинках, притом, что образцов древнеримской и древнегреческой мифологии в книге было немало. Основой для такого эксперимента послужили тезисы известного моравского педагога Яна Амос Коменского, который утверждал, что лучшее усвоение материала детьми происходит от использования иллюстраций. Его труд 1658 года «Оrbis Sensualium Pictus» стал революционным изданием и оказал влияния на все дидактические пособия для детей. Не трудно заметить, что структура схожа с Букварем Истомина: вверху заголовок, затем гравюра и ниже текст в несколько столбцов. Автором чудесных изображений был гравер Леонтий Бунин, без которого Букварь не получился бы таким занимательным. Еще одним плюсом работы стало изначальное использование Букваря для обучения и девочек, и мальчиков. Есть сведения, что идея Истомина по созданию Букваря заранее обсуждалась в личной беседе с матерью Петра и бабушкой царевича Алексея. Наталья Кирилловна всегда занималась образованием своих детей. Вообще мать Петра поставила роль женщины при дворе на новый уровень. Наталья Кирилловна настояла на том, чтобы образование царских отпрысков начиналось не в шесть лет, как обычно было принято, а в три года. Без ее помощи трудно было бы реализовать проекты, похожие на Букварь Истомина.
Все попытки наладить коммуникацию с царем были бесплодны. Общаясь с его женой, ультраконсервативной Евдокией, Карион себя автоматически позиционировал как сторонник прошлой, Московской Руси, а не будущей России, которую начал проектировать Петр. Поэтому будущему императору книжник, учивший царевича постулатам о силе и правильности старых порядков, не сильно импонировал.
Как только наступило новое XVIII столетие, Карион окончательно почувствовал, что эпоха, сочетающая Средние века и Новое время, сменилась и ушла в небытие. Одержимый словом и письмом, Истомин будет работать, даже уже почти не видя рукопись. У него очень ухудшится зрение. Останутся сотни текстов разной направленности: проповеди, литургии, стихи, учебники, богословские рассуждения и даже рифмованные надписи на чашах, стенах, часах и многом другом, что в наше время называют дизайном вещей.
Истомин пытался наладить свою жизнь после отставки в 1701 году, и едва не остался в Новгороде на должности учителя и переводчика книг с латыни и греческого. Но вернулся в Москву и тихо скончался в 1718-м.
Последним трудом Кариона Истомина называют «Слово об иконах Оковецких». Один из этих образов – Ржевская икона Божией Матери – был обретен в 1539 году. Когда народ с окрестных деревень приходил помолится ей, икона начала сиять и лечить глазные болезни. Не исключено, что и Истомин молился иконе об укреплении зрения в последние годы своей жизни, которая сияла светом книжной мудрости.

Источник: Городские известия

Важно

Топ

Лента новостей