Их выставляли в Петербурге, Нью-Йорке и десятках других городов. Суджанские ковры долгое время были визитной карточкой региона, но из-за вторжения ВСУ, ни один не удалось вывезти из приграничья. Съёмочная группа «Сейма» пообщалась с преподавателями и студентами Суджанского колледжа искусств и узнала, возможно ли возродить ковроткачество уже в Курске.
Их характерный узор из стилизованных цветов на темном фоне гордо называли «курским» — долгое время традиционные ковры создавал Суджанский колледж искусств. Но всё изменилось 6 августа.
Александр Савченко, заведующий отделением художественного ковроткачества Суджанского колледжа искусств имени Н.В. Плевицкой: «Мы даже не думали куда-то уезжать. И поэтому, собственно, мы ничего не взяли с собой. Ни в нашем колледже, ни у меня дома — у меня готовилась персональная выставка. И все эти работы живописные остались там. Я могу представить, что там произошло».
Начинать с нуля приходится не в первые. Александр Савченко невольно сравнивает эту ситуацию с трагическими событиями прошлых лет.
Александр Савченко, заведующий отделением художественного ковроткачества Суджанского колледжа искусств имени Н.В. Плевицкой: «Много лет назад я был главным художником на ковровой фабрике. Строили новую, с нуля. Великолепное помещение — и свет, и просто замечательные станки новые. Там всё было. Но случилась беда и сгорела фабрика. Сгорают и исчезают и проекты, и образцы ковров».
Тогда бывший художник фабрики смог воссоздать народный промысел и открыл факультет ковроткачества. В 2022-м наша съёмочная группа приезжала в Суджанский колледж искусств, чтобы понаблюдать за кропотливой работой местных мастеров. Сейчас большинство студентов учатся в дистанционном формате, но те, кто в Курске, продолжают упорно практиковаться — им выделили помещение в областном дворце культуры. Екатерина Рудакова показывает нам фотографии своих работ — теперь они остались только в цифровом формате. С огромной любовью вспоминает, как пришла к этой редкой профессии.
Екатерина Рудакова, студентка Суджанского колледжа искусств имени Н.В. Плевицкой: «О ковроткачестве я не знала ничего и для меня это было всё новое, а в процессе обучения я это полюбила. Это что-то особенное — когда сидишь, ткёшь и именно из под твоих рук выходит материальное изделие. Это здорово».
Девушка не отчаивается, помогает создавать заготовки для новичков. И точно так же, как два года назад, на станке с мягким шорохом сплетаются в узор яркие нити.
Екатерина Рудакова, студентка Суджанского колледжа искусств имени Н.В. Плевицкой: «Это традиция моего города, моего края. И мы учимся. Это нужно продолжать. Всё-таки это красиво, согласитесь? Это уникальные ковры нашего именно региона, это нужно продолжать».
Преподаватели уверены, несмотря на то, что уникальные ковры, скорее всего, уничтожены, им удалось вывезти из Суджи главную ценность — своих студентов. Теперь они живут все вместе в Клюквинской школе-интернате под Курском, а со станками помогли сотрудники драмтеатра.
Александр Фесенко, директор Суджанского колледжа искусств имени Н.В. Плевицкой: «Сейчас у нас большие планы. Мы уже делаем проекты четырём нашим выпускницам. Семь станков для детей первого-второго курса, они уже начинают ткать, у нас закуплены нитки, у нас всё-всё есть. Всё есть для работы. Есть люди, есть дети. Вот. Мы работаем».
По словам директора, из 95 студентов колледжа, более 60 ребят остались в регионе. Они благодарят всех, кто помогал им в эти тяжёлые два месяца — теперь они могут продолжить работу. А значит, традиция суджанских ковров будет жить.
Диана Похомова