АРХАНГЕЛЬСК, 5 апреля. /ТАСС/. Выставка "Мы - русские. Локальные группы русского народа" о культурных традициях и особенностях русского населения в разных частях страны открылась в Гостином Дворе Архангельска, передает корреспондент ТАСС. В экспозиции представлены предметы XIX-XX веков из коллекции Российского этнографического музея, а также Архангельского краеведческого музея и фотоматериалы Института истории материальной культуры РАН. Это костюмы и отдельные предметы одежды, домашний текстиль и утварь, детские игрушки, образцы ремесел, предметы культа из Калужской, Ярославской, Тверской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Архангельской губерний, а также Алтая, севера Сибири вплоть до Чукотки.
"Выставка посвящена локальным традициям, которые выразились в таких особых группах, которые имеют свое название, свое самоназвание и свои особенности в материальной культуре. Мы можем, пройдя по выставке, увидеть, что все-таки это все русские представлены. Но в то же время мы увидим их отличия, именно в материальной культуре в данном случае", - сказала ТАСС научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Татьяна Зимина.
Этнографический музей привез в Архангельск 258 предметов, показывающих 11 локальных групп. Люди переселялись на новые территории, зачастую соседствовали с представителями других народов, приспосабливались к новым условиям и перенимали элементы окружающих культур. "Когда мы передавали вещи нашим архангельским коллегам, некоторые вызывали удивление. Даже предмет, рядом с которым мы стоим, кожаные штаны с очень специфичной вышивкой, которые были характерны для русских Южного Алтая. Там есть две группы, это каменщики и поляки, которые переселились туда в XVII-XVIII веках", - показала собеседница агентства.
"Поляки"- этнографическая группа русских, которая до переселения на Алтай в 1765-1769 годов жила в районе города Ветки, который в то время относился к Польше, это потомки старообрядцев, как и каменщики, которые в XVIII-XIX веков стали жить на территории Юго-Западного Алтая в труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтармы. Название связано со словом "камень" как "гора", то есть "каменщики" в данном случае "горцы". На эти группы оказали влияние казахские традиции, казахи занимались скотоводством, отсюда и большое количество изделий из кожи.
Поморы и Белое море
Архангельская губерния представлена в проекте комплексом "усть-целёма" Печорского уезда, сейчас это территория Республики Коми. И еще одна группа - это поморы, она сформировалась на берегах Белого моря и ассоциируется именно с Архангельском. Архангельский краеведческий музей представляет более ста предметов поморской культуры. Жизнь поморов была непосредственно связана с Белым морем и его ритмами, здесь всегда был важен уровень воды, его учитывают до сих пор, отсюда термины: прибылая вода, большая вода, малая вода, жаркая вода.
Поморы жили за счет рыболовного и зверобойного промыслов, поэтому на выставке много экспонатов, связанных с ними: чем ловили рыбу, в чем ее готовили, как добывали соль для засолки. А также специфическая промысловая одежда: меховая малица, поверх которой надевалась плотная хлопковая маличная рубаха и совик из меха или сукна. Такая многослойность помогала сохранять тепло. Вязаная рубаха с геометрическими узорами, напоминающими снежинки, была характерна также для норвежцев, с которыми были прочные торговые связи. В коллекции музея хранится редкий экспонат - шарф из пуха гаги.
Нарядную одежду поморы украшали речным жемчугом. На выставке показано, как его добывали. "Способов лова мы на основе архивных документов вычислили три. Основной - это вброд, между делом, например, по пути на сенокос. Второй способ, где глубина достигала 2-3 м, - ловили с помощью плота, делали отверстия в плоту, вставляли берестяную трубу. Ее называют водогляд. Плот передвигали, и щупом доставали раковины. И третий способ, он более варварский, - с использованием специального приспособления, которое называется драга. Драгой проводили по дну реки, и она собирала все, что попадало на пути. И, как писали путешественники во второй половине XIX века, "превеликие кучи разломанных раковин лежали по берегам рек", - показала ТАСС куратор выставки Елена Заварзина.
Даже прялки, которые делали поморы, украшены не росписью, а вырезанными рыбками.
Выставка будет работать до середины сентября.