Уже в эту субботу на сцене Курского драмтеатра развернутся нешуточные шекспировские страсти: на суд зрителей будет представлена новая постановка «Много шума из ничего» по одноименной пьесе великого писателя. Перед премьерой режиссер – заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский и курские Бенедикт и Беатриче – Дмитрий Баркалов и Дарья Ковалева – ответили на вопросы корреспондента «ГИ» о спектакле и обсудили будущее героев.
В центре хитросплетений сюжета – две влюбленные пары. Граф Клавдио, вернувшийся в компании дона Педро победителем с войны, питает нежные чувства к дочери губернатора Геро, а Беатриче, племянница губернатора, без конца одаривает колкостями Бенедикта, компаньона дона Педро, однако свидетели этих склок уверены: из Беатриче и Бенедикта сложится прекрасный союз. Герои стремятся обрести счастье в браке, но на их пути встает коварный сводный брат дона Педро по имени дон Хуан. Персонажи Шекспира оказываются втянуты в череду лживых и эгоистичных планов дона Хуана, ценят честь, учатся прощению и преданности, а сам автор осуждает цинизм, обман и коварство, анонсировал драмтеатр.
– Спустя столетия произведение по-прежнему живет. В чем же актуальность и почему куряне должны увидеть постановку?
Юрий Маковский: Разве о любви уже все сказано? Это вечная тема, которая всегда интересна зрителю. Несмотря на века человеческие отношения остаются неизменными. Любовь – основа мироздания, без нее никак нельзя. Это чувство все время подлежит «исследованию» и театром – в первую очередь.
Дмитрий Баркалов: Полностью согласен с Юрием Владимировичем. Тем более за окном весна, а в это время года всегда хочется романтики. Дарья Ковалева: Нельзя существовать без классики. Без прошлого нет будущего. Если говорить о произведениях Шекспира, то воплощая их, ничего не теряем, а, наоборот, приобретаем.
– Юрий Владимирович, в пьесе – две любовные линии, но на афише видим только одну пару – Бенедикта и Беатриче. Означает ли это, что внимание будет сконцентрировано на них?
Юрий Маковский: На мой взгляд, основная линия – это все же Бенедикт и Беатриче. История Клавдио и Геро несколько вяло выписана, я бы даже сказал, она предсказуема. В свою очередь, в другой паре есть развитие, совершается поступок ради любви, у них ярко проявляются характеры. Беатриче и Бенедикт отражают, как мне кажется, главную мысль этой пьесы. Но зритель сам расставит все акценты, может, еще сами удивимся.
– Обманутый заговорщиками Клавдио решает в церкви перед венчанием, как он сам говорит, «осрамить при всех» возлюбленную. Как оценивайте такой поступок? Достойный ли кандидат в мужья?
Юрий Маковский: Это как вы посчитаете, мы лишь даем наводку зрителю. Существуют настоящая любовь, страсть, но есть и ее обратная сторона – ревность, толкающая на страшные, необдуманные действия.
– Но для вас это все-таки та самая искренняя любовь?
Юрий Маковский: Конечно. Существует и степень ее градуса. А «Ромео и Джульетта», «Отелло» – разве это не любовь?
– Так какие они, главные персонажи?
Юрий Маковский: Сложно сказать, кто из них кто. Материал сам по себе многогранен. Характеры у всех разные, но очень узнаваемые, потому что человек не изменился ни со времен античности, ни со времен Шекспира. Существующие проблемы – вечны. Наши герои разные, как и все мы. Дмитрий Баркалов: Бенедикт – обычный парень со всеми присущими любому человеку качествами. У него невероятное количество убеждений, которые он всячески пытается подтверждать своими действиями до определенного момента. Его отличают веселость и необходимость всегда быть в центре внимания. Может, он не понимал, что уже на любовном крючке, а когда узнал, то максимально этому поддался. В данном случае он нашел себе такого же соратника в лице Беатриче. Поэтому, наверное, подсознательно они уже были к чему-то готовы. Но свободолюбие, эгоизм остаются практически до финала спектакля приоритетными направлениями.
Дарья Ковалева: Мы привыкли, что противоположности притягиваются. У нас же все наоборот – столкнулись два абсолютно одинаковых характера. Бенедикт и Беатриче отличаются только тем, что один – мужчина, а другая – женщина. Понимаю логику ее действий, могу это принять на себя, но если сравнивать с собой, то мы диаметрально противоположные. Ищу в себе что-то от нее, ведь нельзя играть другого человека, иначе будет фальшь, которую зритель сразу почувствует. Еще притираемся друг к другу.
– Если бы ваших героев не начали «сводить», то они бы сделали шаг навстречу друг другу?
Юрий Маковский: Никогда в жизни. Это два эгоиста. Когда им делали провокации, то в них и сыграло эгоистическое чувство. Оно, помноженное на самолюбивый характер, прельщает. Им льстит, что «меня страстно любят». В них идет внутренняя борьба с самими собой. Как сказал Бернард
Шоу: «В жизни бывает две трагедии: одна – потерять любовь, а вторая – ее приобрести». Про это и делаем наш спектакль.
Дмитрий Баркалов: Нет, не сошлись бы. Для них это значить проиграть. Дарья Ковалева: Для этого кому-то нужно уступить, а делать этого они не умеют, не хотят и не будут.
– Но есть ли у них тогда будущее?
Юрий Маковский: Это уже другая история. В реальной жизни знаю пару, которая разводилась раз пять или семь. Расстанутся, проходит время – опять сходятся. Причем, каждый раз с празднованием данного события. Вот у Беатриче и Бенедикта, думаю, было бы также. Научиться уступать – большое искусство в личной жизни.
– Обратят на себя внимание и второстепенные лица. Юрий Владимирович, какова их роль в этом спектакле?
Юрий Маковский: Если, например, убрать комичных полицейских персонажей, то получится типичная шекспировская трагедия. Поэтому их роли очень важны с точки зрения жанрового и фабульного направления. Благодаря им и имеем счастливый финал.
– Влияют ли костюмы на представление о спектакле?
Юрий Маковский: Это важный этап, когда актеры их надевают. Режиссеру, как правило, в зале становится плохо. Понимаешь, что некоторые сцены надо корректировать. Костюмы – уже характер.
– Вам, как актерам, интереснее работать с признанными произведениями русской и мировой литературы или современным материалом?
Дмитрий Баркалов: Классика – это всегда рост. Там можно почерпнуть для себя очень многое. Дарья Ковалева: Если выбирать между классикой и современными произведениями, то, конечно же, классика.
– Юрий Владимирович, вы впервые ставите спектакль по Шекспиру. Какие ощущения от работы? Юрий Маковский: Материал непростой, на его освоение было отведено не так много времени. Пьесы Шекспира предполагают безусловную самоотдачу, поверхностно не сыграть. Каждый раз, когда приступаешь к новому спектаклю, и неважно Шекспир это, Мольер, Островский или драматург нашего времени – все начинаешь, как первый раз: открываешь для себя новых персонажей, взаимоотношения, язык. Этим и интересна наша профессия. Неизвестность всегда манит и мотивирует работать.
12+
Фото Александра МАЛАХОВА.