Что почитать: советы писателей

Дни становятся короче, на улице – холоднее. На смену долгим прогулкам приходят варианты домашнего досуга. Скоротать осенний вечер лучше всего с книгой. Но тогда возникает извечный вопрос: что почитать? Портал «Культура.РФ» обратился за «советом» к русским писателям и поэтам. Литературные предпочтения авторов оказались весьма разнообразными, в списках для чтения есть и произведения курян.

Иван Бунин
Иван Бунин часто критиковал других писателей и поэтов – признанных классиков и начинающих авторов. Пьесы Максима Горького он называл примитивными, романы Федора Достоевского – чудовищными, а стихотворения Зинаиды Гиппиус – «мертвяжиной». Нина Берберова в автобиографии «Курсив мой» вспоминала:
«Русские писатели XIX века в большинстве были его личными врагами: Достоевского он ненавидел; Гоголя презирал как человека больного физически и морально; от имен Чаадаева и Владимира Соловьева его дергало злобой и страстной ревностью; над Тургеневым он смеялся».
За едкие комментарии и постоянную критику писатель и переводчик Борис Зайцев даже дал Бунину прозвище «живодерка». А сам классик просто считал себя требовательным читателем.
Однако некоторые произведения Бунин все же хвалил. Правда, он делал это так редко, что адресаты положительных отзывов удивлялись или даже обижались. Леонид Андреев писал:
«Что ты похвалил мою самую элементарную вещь «Дни нашей жизни», никогда тебе не прощу. Почему похвалил? Хотел унизить мои прочие вещи».
По письмам, дневникам и статьям Ивана Бунина, воспоминания его современников составлен список книг, которые писатель хвалил или советовал прочитать.
Русская литература
«Пуншевая водка», «Могила воина» Марка Алданова
Сборник «Сон» Петра Александрова (Ольденбургского)
«Дни нашей жизни» Леонида Андреева
Стихотворения Михаила Лермонтова
«Овцебык» Николая Лескова
«Страна возможностей необычайных» Александра Клягина
Стихотворения Алексея Кольцова
Стихотворения Аполлона Майкова
«14 декабря» Дмитрия Мережковского
Стихотворения Якова Полонского
Стихотворения, «Путешествие в Арзрум», «Руслан и Людмила», другие произведения Александра Пушкина
Стихотворения Алексея К. Толстого
Стихотворения Афанасия Фета
«Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир», «Отец Сергий» и другие произведения Льва Толстого
«Палата №6» рассказы Антона Чехова
Рассказы Семена Юшкевича
Иностранная литература
Стихотворения Эмиля Верхарна
«Дневник братьев Гонкур» Эдмона и Жюля Гонкур
«Мечта» Эмиля Золя
«Письма» Кэтрин Мэнсфилд
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса
Советская литература
«Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа
«Корчма на Брагинке» и другие рассказы Константина Паустовского
«Василий Теркин» Александра Твардовского
«Петр Первый» Алексея Толстого


Сергей Довлатов

Писатель, служа в охране лагерей в Коми, переписывался с актрисой Ленинградского ТЮЗа Тамарой Уржумовой. Они много обсуждали литературу. В одном из писем Довлатов составил «список из 30-40 книжек, которые, по-моему, следует прочесть». Ему на тот момент было 22 года.
Список Довлатов структурировал сам. Он выделил любимые книги из русской, французской, немецкой, английской и американской прозы. В перечень вошло много популярных книг: «Большинство из них Вам, очевидно, знакомы, но это не страшно. Вы хоть будете знать, какие книги мне нравятся». Однако писатель перечислил и те произведения, которые, по его словам, в СССР «достать почти невозможно».
«Начнем с соотечественников»
«Былое и думы» Александра Герцена
«Бесы» Федора Достоевского
«Севастопольские рассказы», «Казаки» Льва Толстого
Александр Куприн

«Советской прозы не существует вообще. Но есть отдельные отличные книжки. Их следует прочесть»
Алексей Толстой
Евгений Замятин
Елена Гуро
Очерки Ларисы Рейснер
«Зависть» Юрия Олеши
«Наследник» Льва Славина
Борис Пильняк
«За бегущим днем» Владимира Тендрякова
Аркадий Аверченко
Михаил Зощенко
Виктор Конецкий
Юрий Казаков
«Комендант порта» Александра Грина

«В Англии нет художников, нет композиторов, нет поэтов, но есть отличная проза. Простая, многословная, я бы сказал, деловая проза»
Гилберт Честертон
Рассказы, «Смерть героя» Ричарда Олдингтона
«Спеши вниз» Джона Уэйна
Герберт Уэллс

«Немцы все философы и толстопузые бюргеры. Мне как-то пришлось читать Манна. Я чуть не подох от тоски и ненависти»
Стефан Цвейг
Генрих Белль
«Литература Франции прекрасна, как сама Франция. Французская проза иногда вычурна, чуть женственна. Но французы были превосходными стилистами»
«Милый друг» Ги де Мопассана
«Рыжик» Жюля Ренара
Поль Гимар
Антуан де Сент-Экзюпери
«Бык на крыше» и другие пьесы Жана Кокто
Марсель Пруст
«Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака

«В Америке нет литературных традиций. Да и бытовых традиций почти нет. <…> Американцы не только создали в литературе культ гангстеризма и женской инфернальности, придумали не только «золотого мальчика», эдакого скрипача и боксера одновременно, эдакого громилу и вместе с тем эстета. Они рассказали о том, что такое поистине мужество, поистине честность, что такое простота, научили верить в удачу, в счастливый случай, верить в дорогу и в самого себя»
«Фиеста», «Смерть после полудня», «Белые слоны», «Убийцы», «В наше время», «Там, где чисто, светло» Эрнеста Хемингуэя
«Голубой отель» Стивена Крейна
«Жемчужина», «Зима тревоги нашей» Джона Стейнбека
«Семь рассказов» Уильяма Фолкнера
«Человеческая комедия» Уильяма Сарояна
«Манхэттен» Джона Дос Пассоса

Марина Цветаева
Поэтесса любила читать: «Природа и книги, – выше и ярче нет ничего. Музыка, музеи, книги, розовые вечера и розовые утра, вино, бешеная езда, – все это мне необходимо, ибо только тогда я живу, когда чувствую в себе дрожь яркого переживания». Свои любимые произведения она упоминала в переписке с друзьями, а также в анкете для «Словаря писателей XX века».
Эта книга должна была выйти в 1926 году в СССР. Анкету для словаря Цветаевой выслал Борис Пастернак. Писателям нужно было предоставить сведения о себе – об образовании, происхождении, публикациях. А еще в анкете были пункты «Литературные влияния» и «Любимые писатели».
Чтобы составить список книг, которые нравились Марине Цветаевой в разные периоды жизни, была изучена анкета для «Словаря писателей XX века», переписка с друзьями, ее эссе, а также воспоминания родственников – дочери Ариадны Эфрон и сестры Анастасии Цветаевой.

Эпические поэмы
«Песнь о Нибелунгах»
«Илиада» Гомера
«Слово о полку Игореве»

Зарубежная литература
Генрих Гейне
Август фон Платен
Фридрих Гельдерлин
Иоганн Вольфганг фон Гете
Стихотворения Райнера Марии Рильке
«Богини», «Голос крови» Генриха Манна
«Огонь», «Наслаждение», «Девы скал» Габриэля Д’Аннунцио
«Кристин, дочь Лавранса» Сигрида Унсета
«Записки ребенка», «Дневник Сельмы Оттилии Ловисы Лагерлеф», «Морбакка» Сельмы Лагерлеф
«Мария Кюри» Евы Кюри
«Жан-Кристоф» Ромена Роллана

Русская литература
Александр Пушкин
Михаил Лермонтов
Николай Некрасов
Гавриил Державин
Борис Пастернак
Собрание сочинений Николая Лескова
«Семейная хроника» Сергея Аксакова
«Родина» Сергея Волконского
«Дневник» Марии Башкирцевой
Виктор Астафьев

В 2000 году писатель составил список «самых важных книг», которые, по его мнению, следовало прочитать каждому. Перечень опубликовал в своем сборнике «Заветный список» филолог Михаил Пряхин. В одной книге он решил собрать списки любимых произведений известных писателей, актеров, музыкантов, общественных деятелей.
Сам Астафьев вспоминал, что полюбил чтение еще в школе. Он писал: «Рассказы, услышанные в школе, я никогда не перечитывал, чтобы сохранить в сердце всю первозданность открытия и не испортить взрослым умом святого детского счастья соприкосновения со словом, с литературой».

Русская классика
«Кавказский пленник» Льва Толстого
«Рыжик» Александра Свирского
«Деревня», «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Три рубля», «Темные аллеи» Ивана Бунина
«Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова
«Евгений Онегин», «Повести Белкина» Александра Пушкина
«Бесы», «Братья Карамазовы» Федора Достоевского
«Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник» Льва Толстого
«Очарованный странник» Николая Лескова
«Демон», «Родина» Михаила Лермонтова
«Клим Самгин» Максима Горького
«Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского», «Водопад» Гавриила Державина
Советская литература
«Школа» Аркадия Гайдара
«Шопен, соната номер два», «Усвятские шлемоносцы» Евгения Носова
«Убиты под Москвой» Константина Воробьева
«Дожить до рассвета» Василя Быкова
«Живи и помни» Валентина Распутина
«Люблю тебя светло» Виктора Лихоносова
«Привычное дело» Василия Белова
«Касьян Остудный» Ивана Акулова
«По праву памяти», «Василий Теркин» Александра Твардовского
«Тихий Дон» Михаила Шолохова
Рассказы, «Двое в декабре», «Во сне ты горько плакал» Юрия Казакова
«На Иртыше» Сергея Залыгина «Убить пересмешника» Харпер Ли
«Приключения Тома Сойера» Марка Твена
«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Зарубежная литература
«Робинзон Крузо» Даниэля Дефо
«Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса
«Гроздья гнева», «Жемчужина» Джона Стейнбека
«Леопард» Виктора Рида
«Убить пересмешника» Харпер Ли
«Приключения Тома Сойера» Марка Твена
«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Владимир Набоков
Писатель был еще и литературоведом. Сначала он давал уроки английского, французского языка и стихосложения в Берлине, затем читал лекции по русской и мировой литературе в США. Курс для колледжа Уэллсли и Корнелльского университета Набоков подготовил всего за год.
Писатель не стеснялся резко высказывать свое мнение, хвалить и ругать произведения мировой классики и в собственных лекциях, и в интервью. Роман «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса он назвал «жестокой и грубой старой книгой», поэму «Двенадцать» Александра Блока – «кошмаром», а Федора Достоевского считал «любителем дешевых сенсаций». Набоков говорил, что книги нужно любить не за идеи, а за мастерство их авторов.
«Настоящий читатель не интересуется большими идеями: его интересуют частности. Ему нравится книга не потому, что она помогает ему обрести «связь с обществом» (если прибегнуть к чудовищному штампу критиков прогрессивной школы), а потому, что он впитывает и воспринимает каждую деталь текста, восхищается тем, чем хотел поразить его автор, сияет от изумительных образов, созданных сочинителем, магом, кудесником, художником. Воистину лучший герой, которого создает великий художник, – это его читатель», – писал Владимир Набоков.

Чтобы отобрать любимые книги Владимира Владимировича, были изучены сборники «Лекции по зарубежной литературе», «Лекции по русской литературе» и «Набоков о Набокове и прочем. Интервью, рецензии, эссе».

«Улисс» Джеймса Джойса
«Превращение» Франца Кафки
Трилогия «Моллой», «Мэлон умирает», «Неназываемый» Сэмюэля Беккета
«Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого
«Машина времени», «Война миров», «Страна слепых» и другие произведения Герберта Уэллса
Цикл «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста
«Петербург» Андрея Белого
Ален Роб-Грийе
Хорхе Луис Борхес
«Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
Стихотворения Осипа Мандельштама

! По материалам culture.ru, автор Анастасия ВОЙКО.

Источник: https://gi-kursk.ru/

Топ

Лента новостей